Ещё

На ровном месте. Как не остаться без машины и денег 

Правила дорожного движения и различные регламенты, регулирующие взаимоотношения автовладельцев и государства, в последнее время подвергаются частой ревизии. С начала года вступили в силу новые дорожные знаки, в июне заработают измененные правила оформления дорожно-транспортных происшествий. А в 2017 году количество нововведений перевалило за полтора десятка. Сложно запомнить, легко запутаться. Кроме того, новые механизмы не обкатаны и зачастую дают сбои. Forbes составил подборку ситуаций, не разобравшись в которых можно потерять деньги и время.
За себя и за того парня
Упрощенной схеме продажи автомобиля в этом году исполняется десять лет. В 2008 году вступил в силу приказ МВД «О порядке регистрации транспортных средств», отменивший обязательное снятие машины с учета перед реализацией. Теперь это происходит автоматически, как только новый владелец регистрирует в ГИБДД автомобиль на себя, при этом государственные регистрационные знаки остаются прежними.
Очень удобно и для продавца и для покупателя. Но что если новый владелец не спешит переоформлять машину? Тогда прежний собственник будет получать чужие штрафы и ему будет начисляться транспортный налог.
«Такие ситуации — настоящая ложка дегтя в бочке меда, — заявил Forbes председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Хорошо, что гражданам все-таки разрешили продавать машину без снятия с учета, сколько хлопот сразу ушло. Но недобросовестный покупатель действительно становится серьезной проблемой. Конечно, чужие штрафы возможно оспорить, имея на руках вескую доказательную базу. Другое дело, что каждое постановление, сколько бы их ни было, придется оспаривать индивидуально. В крайнем случае, если покупатель умышленно не оформляет на себя транспортное средство, бывший собственник может снять машину с учета в ГИБДД по истечению 10-дневного срока. И тогда проблемы начнутся уже у нового владельца, так как действие регистрационных знаков будет прекращено».
Если оспорить чужие штрафы не так уж сложно, хотя и затратно по времени (кроме того, можно пропустить срок обжалования), то транспортный налог становится реальной проблемой — такого мнения придерживается президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Представьте себе, проходит полгода, год после продажи, и вдруг вам приходит налог. А на хорошую машину он может быть весьма значительным. Конечно, вы идете в суд, но дело в том, что по закону транспортный налог должен платить тот, на кого машина оформлена. Налоговая инспекция в этом случае ориентируется на базы ГИБДД. И если человек, которому вы продали автомобиль, не переоформил его на себя, то оспорить, скорее всего, не получится, вам придется заплатить. Поэтому я рекомендую подписывать договор купли-продажи в отделении ГИБДД, и отдавать ключи только после того как покупатель при вас оформит машину на себя».
Без вины эвакуированные
Проблемы могут возникнуть и у покупателя нового автомобиля. Машины продаются без номерных знаков; у собственника есть законные 10 дней, чтобы зарегистрировать транспортное средство и получить таблички. Что тут может пойти не так? Но если владелец оставит машину без номеров на городской парковке в Москве, ее эвакуируют. Дело в том, что год назад в столице был утвержден регламент, позволяющий перемещать на штрафстоянки машины без номерных знаков или с нечитаемыми номерами.
Это было сделано по настоянию Антитеррористической комиссии Москвы. Заявлялось, что неопознанные автомобили могут использоваться в преступных целях. Кроме того, регламент позволил наказывать недобросовестных автомобилистов, скручивающих номера, чтобы не платить за парковку.
«В результате москвичи вынуждены прятать только что купленные автомобили во дворах или оставлять их на частных платных парковках. Но это, конечно, не решение: получается, что пользоваться городскими парковками невозможно, хотя никаких правил граждане не нарушают, — рассказал координатор российского общественного движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
И хотя денег с потерпевшего за эвакуацию не возьмут, им придется потратить массу времени, чтобы получить машину обратно: процедура передачи происходит в присутствии инспектора ГИБДД, будет проверен VIN-номер автомобиля. «В особо запущенных случаях собственнику в порядке административного делопроизводства может быть выписан штраф за неоплаченную парковку. Хотя без регистрационных знаков оплатить ее невозможно», — отметил глава «Синих Ведерок».
По мнению Виктора Травина, антитеррористический регламент противоречит действующему законодательству: «Собственник нового автомобиля рискует не обнаружить его на парковке, хотя ПДД не воспрещает оставлять машину без номерных знаков. Получается, этот регламент — самоуправство городских властей, противоречащее федеральному закону и КоАП. Ведь именно они регулируют обеспечительные меры. Знаете, сегодня эвакуируют машину без номеров, завтра — со спущенным колесом или немытую. Обязанность прокуратуры — оспорить этот регламент».
Ошибка резидента
Оформив резидентное разрешение на парковку не стоит терять бдительность: три неоплаченных штрафа в области дорожного движения или оплаты стоянки, и его действие будет приостановлено ГКУ АМПП. Провинившегося автовладельца должны информировать об этом письмом. Проблема в том, что собственник машины в это время может находиться в отъезде, за рубежом. Вернувшись, он рискует обнаружить в почтовом ящике ворох штрафов за неоплаченную стоянку — по 2500 рублей за каждые сутки.
«Механизм вопиюще несправедлив. Речь идет об ограничении прав граждан на странном основании — ведь не существует связи между резидентным разрешением и неоплаченными штрафами. С таким же успехам должникам можно не продавать продукты в магазине или отказаться выдавать больничный лист», — убежден Петр Шкуматов.
Схожего мнения придерживается и директор «Радио Страна» Игорь Моржаретто: «Не вижу никакой связи между штрафами ГИБДД и моим имущественным правом на парковку. Это абсолютно неправомерно».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео