На прошлой неделе в России впервые за много месяцев зафиксировано снижение цен на бензин и дизель. Эту тенденцию отметили все ключевые агентства, проводившие мониторинг цен в субъектах РФ. Причем на юге дизельное топливо подешевело сильнее, чем в других российских регионах, и произошло это накануне "традиционного" августовского скачка.

Отметим сразу, что на фоне практически непрерывного роста цен в последние месяцы нынешнее снижение пока скорее символическое. Например, розничные цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95 в России с 16 по 20 июля 2018 года в среднем в стране снизились всего на четыре и девять копеек соответственно, а на дизельное топливо - максимум на семь копеек. Вообще же цены на топливо в России в этом году выросли существенно, например, в Крыму 95-й бензин на некоторых заправках стоит уже более 50 рублей за литр.

Хотя стоимость нефти последние шесть месяцев болтается в одном диапазоне (65 - 79 долларов за баррель), на самом деле прямой корреляции между ценой на черное золото и продукты его переработки нет. Как отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в литре бензина стоимость сырья занимает только семь процентов.

Главный фактор - налоги, которые платят переработчики. Это до 60 процентов расходов. Одна из причин роста цен прошлых лет - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который был поднят в 2015-м. Росли и акцизы. По оценкам экспертов, доля этого косвенного налога в цене бензина до последнего времени доходила до 20 процентов. И еще одна причина: дефицит предложения. С начала 2000-х годов экономика России росла такими темпами, что производители просто не успевали за увеличивающимся спросом.

Скачок цен на топливо за эти несколько лет негативно отразился на рынке, он разгонял инфляцию и снижал доходность бизнеса, говорят опрошенные "РГ" предприниматели и эксперты.

- Я перевожу грузы по стране, заказчики платят исходя только из километража. Каждый рубль, на который дорожает топливо, - мой прямой убыток, - сетует ростовский дальнобойщик Андрей Нагацкий. - А вы понимаете, что заводы закладывают свои транспортные расходы в цену товара еще на этапе производства? Получается накрутка на каждом этапе оборота товара, и она весьма существенная.

Но особенно от роста цен пострадали аграрии юга.

- Несколько лет назад в России ввели так называемые погектарные субсидии, которые заменили собой господдержку на покупку удобрений, семян и топлива. От такой реформы фактическая господдержка фермеров по этим направлениям сократилась в три раза, - говорит президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. - С тех пор цены на дизель выросли чуть ли не в два раза, а цена на зерно из года в год на одном и том же уровне. Получается, что маржа в агробизнесе падает.

Причиной нынешней стабилизации стало увеличение поставок топлива на биржу и внутренний рынок, заявил накануне заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. Кроме того, в июле депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили законопроект о снижении акцизов на топливо и введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов. Согласно поправкам, ставка НДД составит 50 процентов и будет взиматься не с объемов нефти, а с доходов от реализации за вычетом пошлины, налога на добычу полезных ископаемых и расходов на добычу и транспортировку. С трех до двух тысяч рублей также снижены акцизы на бензин и дизельное топливо. Эти меры увеличат нагрузку на переработчиков нефти, но при этом стабилизируют цены. Так что, скорее всего, в среднесрочной перспективе роста цен на топливо не будет, резюмируют эксперты.