Бензин взлетит в цене к Новому году

В будущем году бензин снова может резко подорожать. Стоимость топлива грозит подскочить на 10% из-за предстоящего с 1 января 2019 года роста акцизов и НДС. В условиях сдерживания внутренних цен это грозит убытками для АЗС, пожаловались представители «бензоколонок» в администрацию президента.

На экспорт выгоднее

В письме, помощника руководителя АП Кирилла Молодцова президент Российского топливного союза (представляет интересы владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша не исключил повторения ценового коллапса апреля-мая 2018 года и попросил принять дополнительные меры по стабилизации рынка бензина. Сегодня экспорт топлива выгоднее, чем поставки на внутренний рынок, где цены регулируются правительством.

Только в результате одновременного увеличения акцизов и НДС потенциал роста цены литра бензина составляет около 4,4 руб. за литр, говорится в письме. Акцизы на бензин, после снижения в июне 2018 года на 2−3 рубля за литр, вырастут с 1 января 2019 года с 8213 рублей до 12314 рублей за 1 тонну (бензин 5-го класса), НДС вырастет с 18 до 20%, напоминает РБК.

Добавляют негатива увеличение мировых цен на нефть, ослабление курса рубля относительно мировых валют, а также начало осенних ремонтов на НПЗ и «прекращение административного давления на цены по окончании выборной кампании».

По мнению Аркуши, принятых в июне правительством мер «ручного» регулирования может оказаться недостаточно для предотвращения негативного развития ситуации на бензиновом рынке, поскольку экспортная премия по поставке нефтепродуктов к цене внутреннего рынка сохраняется.

Критическая ситуация

В апреле-мае 2018 года из-за резкого роста экспортного паритета на фоне падения курса рубля оптовые цены на бензин превысили розничные. В результате владельцы АЗС как среди крупных нефтяных компаний, так и в независимом секторе понесли существенные убытки. По оценкам Независимого топливного союза, только по итогам мая они достигли 12 млрд рублей.

До тех пор, пока производителям топлива значительно выгоднее гнать его за рубеж, ситуация останется критической, согласен с коллегой глава Независимого топливного союза Павел Баженов. По его мнению, потенциал роста цен на бензин составляет около 7 рублей за литр, если не принять дополнительные меры балансировки рынка. При этом подорожание топлива может начаться уже осенью 2018 года, допускает эксперт.

По его мнению, решению проблемы помогут рост объема продаж нефтепродуктов на бирже, либерализация розничных цен на топливо и снижение налоговой нагрузки на сектор, в первую очередь акцизов.

Зачем бензин приравняли к сигаретам?

С предложением Баженова в целом согласен аналитик Райффайзенбанка по нефтегазовому сектору Андрей Полищук. Акцизный налог — это все-таки мера регулирования, которая применяется, например, к вредным товарам типа табака или алкоголя, отмечает он. И считает, что вполне можно позволить ценам на топливо вырасти до нормальных рыночных уровней, а чтобы это не привело к ускорению инфляции, сократить или вовсе обнулить акцизы. Такой шаг эксперт считает более логичным, хотя допускает, что в одновременном повышении акцизов и либерализации цен тоже ничего особо страшного нет.

«Вряд ли это даст очень сильный разгон инфляции в целом, учитывая, что она у нас и так пока относительно невысокая», — пояснил он «Ридусу».

Кроме того, ослабление рубля и рост акцизов на стоимости топлива отражаются не мгновенно, а с определенным временным лагом, добавил аналитик. По его словам, акцизы повышаются с 1 января, а нефтяные компании начинают где-то за полгода до этого постепенно наращивать цены, и продолжают еще полгода в следующем году. То есть, процесс идет довольно долго, и это делается специально, чтобы не было резких скачков цен. Но в целом они, скорее всего, продолжат расти, соглашается Полищук.

Упреждающий маневр

«Безусловно, рост цен будет. Это последствия тех решений, которое правительство принимало по налоговому маневру и по НДС. Другое дело, что нефтяники в накладе не останутся: они постараются поднять их побольше, а потом будут дружно героически снижать всем миром и выторговывать еще какие-то преференции», — поддерживает тему аналитик по углеводородам Дмитрий Адамидов.

Просто начинается следующий сезон торга за налоги, за преференции, за скидки с этих налогов, полагает он. И топливный союз решил выступить заранее, чтобы попытаться либо какие-то решения отменить, либо просто снять ответственность с нефтяных компаний, чтобы потом к ним ФАС не приставал.

«В подобных вещах очень важен информационный фон. Когда потом компании приходят жаловаться и просить какие-то льготы, их спрашивают: „А почему вы молчали“? — „А мы не молчали, мы говорили. И давно вас предупреждали, а вы нас не слушали“», — рассуждает эксперт.

Кстати, в начале августа заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что повышение НДС повлияет на стоимость бензина точно так же, как на все другие товары, и дестабилизация ситуации на топливном рынке из-за этого «в принципе невозможна». А бывший вице-премьер Аркадий Дворкович еще раньше объяснил весенней резкий рост цен на бензин сменой правительства, из-за которой некоторое время отсутствовало «должное ежедневное управление этой сложной системой сдержек и противовесов».