Войти в почту

Итоги года: Что купили россияне в 2018 году

Крупными мазками Впервые с рекордного 2012-го, когда в России было продано почти 3 млн. новых легковушек/LCV, рынок рос непрерывно весь год. И это в условиях фактического свертывания программ господдержки, увеличения акцизов на модели с двигателями от 200 л.с., а с 1 апреля еще и утилизационного сбора, причем особенно чувствительного (+90%) в самой массовой категории авто с двигателями рабочего объема от 1 до 2 л! В итоге, по данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового автомобиля выросла еще на 7%, достигнув ≈1,43 млн. руб. Всего же за четыре с половиной года с момента резкого ослабления рубля средневзвешенная цена подскочила на 60%! Что же толкало рынок вверх в 2018-м? Во-первых, относительная стабильность рубля, а во-вторых, напор большого числа «пяти-»/»шестилеток», приобретенных еще в тучные годы и требующих замены. Кроме того, эффект от резкого повышения утильсбора оказался не столь разрушительным, как многие опасались: компенсирующие госсубсидии локальным производителям, на долю которых пришлось порядка 80% продаж, позволили удержать цены на многие модели на приемлемом уровне. Тем не менее в условиях продолжающегося снижения покупательской способности средств на прямую покупку нового автомобиля повсеместно (кроме столицы и Московской области) не хватало, что привело к росту кредитных продаж примерно до 50%, причем в некоторых регионах этот показатель был куда выше. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в Пермском крае, входящем в региональный Топ-30 по емкости рынка, объем кредитных продаж за три квартала 2018 г. составил 73,4%. Но и заемные средства после отмены льготного автокредитования дорожали в течение года, а далекое от оптимального общее состояние российской экономики заставляло потенциальных покупателей придерживать средства на «черный день». В итоге, ежемесячный рост рынка, измерявшийся в первом полугодии двухзначными цифрами, с сентября ужался до однозначных значений (кроме ноябрьских +10,1%). Даже потенциально взрывной декабрь показал прибавку лишь в 5,6%. Едва ли все это можно списать лишь на рост базы отсчета за аналогичный период 2017 г. На уровне сегментов Ситуация двигалась по накатанной колее. Восстановление рынка в наибольшей степени обеспечивал массовый сегмент, с заметным отставанием от которого двигался премиальный, на долю которого пришлось около 9% против 10% в лучшие годы. Кроссоверы и SUV, захватившие более 40% рынка, по-прежнему оттягивали покупателей из «классических» сегментов, причем особенно преуспел в этом сегмент «малогабаритных» вседорожников, выросший за год без малого на треть. 1. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомобилей российских марок 2017 2018 Kia Rio 96 689 Kia Rio 100 148 Hyundai Solaris 68 614 Hyundai Creta 67 588 Hyundai Creta 55 305 Hyundai Solaris 65 581 VW Polo 48 595 VW Polo 59 450 Renault Duster 43 828 Renault Duster 41 409 Toyota RAV4 32 931 Skoda Rapid 35 089 Renault Kaptur 30 966 Toyota Camry 33 700 Renault Logan 30 640 VW Tiguan 33 530 Renault Sandero 30 210 Kia Sportage 32 667 Skoda Rapid 29 445 Renault Sandero 31 559 Россия на фоне Европы и мира В 2018-м российский рынок рос в Европе самыми быстрыми среди грандов темпами, но остался на пятой позиции: слишком глубоким было падение в 2015-2016 гг. Западноевропейский рынок, ситуацию на котором усложняют постоянно меняющиеся правила (в частности омологации), затормозился на отметке примерно в 11 млн. новых легковых автомобилей/SUV. Рынок США в прошлом, позапрошлом году, похоже, тоже прошел пик и сейчас, по мнению экспертов, в лучшем случае будет держаться на уже достигнутом уровне. В Китае вероятно сокращение продаж. «Глобальный авторынок вряд ли вырастет в 2019 г., велики шансы стагнации, но Россия относится к небольшому числу стран, где есть потенциал роста,» – отметил на ежегодной пресс-конференции Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) в России, президент компании Mazda Россия. Ведущие рынки Европы’2018 Западноевропейские рынки не росли Российский рынок вырос, но остается на 5-ом месте Туманный 2019-й Решение штаб-квартиры Ford пересмотреть подходы к ведению бизнеса в Европе, уже длительное время приносящего многомиллионные убытки, способно серьезно повлиять на работу компании и в России. Если, как ожидается, во втором квартале последуют радикальные меры, это приведет к встряске нашего рынка и борьбе за наследство марки «Голубого овала». Впрочем, ясности в этом вопросе пока нет. И не только в этом. Слово Йоргу Шрайберу: «Двузначный рост российского рынка маловероятен. Много вопросов, ответов на которые мы не знаем. Как отразится на рынке повышение НДС? В чем конкретно заключается государственная политика по отношению к автомобильному сектору? Есть вопрос возможного ужесточения санкций в отношении России в феврале. В прошлом подобные меры сказывались на валютном курсе. Не факт, что так будет и теперь, но это увеличивает неопределенность, а любой бизнес предпочитает ясность. Соответственно ожидаем сложное начало года, тем более что, зная о планах правительства о повышении НДС с 1 января 2019 г., часть покупателей поспешила перенести приобретение автомобиля на завершившийся год. Из-за высоких показателей продаж в аналогичный период 2018 г., возможно, увидим и снижение рынка в процентном соотношении. Больше шансов на восстановление роста во втором полугодии, поскольку мы надеемся, что самочувствие потребителя достаточно, для того чтобы уравновесить существующие неопределенности. При отсутствии резких изменений негативного характера мы прогнозируем в целом за год рост рынка на 3,6%, что означает замедление его восстановления. В 2019 г. не вижу революционных изменений в плане сегментации рынка, хотя логично ожидать дальнейшего роста доли SUV, которая в России уже выше, чем в других странах Европы. И понятно почему. Не удивлюсь, если в ближайшие два-три года доля этого сегмента достигнет 50% за счет сокращения остальных. Цены вырастут в связи с инфляцией, повышением НДС. Если будет стабилен курс рубля к доллару и евро, то динамика цен окажется более мягкой. Но возможное появление новых налогов тоже отразится на уровне цен.»

Итоги года: Что купили россияне в 2018 году
© Автомобили