Войти в почту

Штрафы, трата времени и дополнительные расходы. Почему стоит купить авто до того, как начнут работать новые правила их регистрации

На днях в ГИБДД РФ подсчитали, насколько успешно комплексы фотовидеофиксации помогают ловить нарушителей ПДД. Оказалось, что за отчетный период благодаря фиксациям камерами водителям-нарушителям направлено почти 106 млн постановлений о штрафах. Эксперты считают, что скоро эта статистика вырастет. Отчасти это произойдет за счет увеличения числа самих камер (ведь их продолжают ставить), но еще больше – из-за изменений в правилах регистрации транспортных средств. Они вступят в силу с 4 августа 2019 года, соответствующий приказ МВД РФ вступил в силу еще осенью. Разработчики документа утверждают, что он не несет в себе ничего нового, а просто приводит действующий порядок в соответствие с законом. Однако похоже, что некоторые новшества могут процедуру как минимум усложнить. Многие наверняка уже знают, в чем заключаются изменения: за последние месяцы об этом подробно рассказывали многие СМИ. Так, на все новые автомобили теперь будут выдаваться только электронные паспорта транспортных средств (ПТС). Если владелец авто решил, например, поменять двигатель на другой с такими же характеристиками, ему не надо будет согласовывать вопрос с ГИБДД. Появляется механизм регистрации авто, если у него несколько собственников (они могут написать в ГИБДД заявления о согласии регистрации транспортного средства на одного из них или оформить нотариальное согласие). Чтобы зарегистрировать авто, теперь будет не обязательно предъявлять именно паспорт – временное удостоверение личности тоже подойдет. Кроме того, при регистрации авто ему будут присваивать номер региона, в котором проживает автовладелец. При этом ставить машину на учет по-прежнему можно будет в любом регионе. Это лишь часть новых правил, а подробно ознакомиться с ними можно здесь. «Несовершеннолетних» перестанут прощать Мы же обратим внимание на основные моменты, которые могут не понравиться автовладельцам или даже создать для них трудности. Например, некоторые водители утратят возможность избегать штрафов за нарушение ПДД. По словам председателя региональной общественной организации «Автомобилисты Пермского края», автоюриста Александра Сидорова, изменения устранят лазейку, которой пользовались некоторые любители нарушать ПДД, но не платить за это штрафы. Чтобы воспользоваться этой «опцией», некоторые собственники регистрируют машины на детей. «Теперь зарегистрировать можно будет только на гражданина в возрасте старше 16 лет. Сейчас если камеры фиксируют нарушение ПДД, а владелец автомобиля еще не достиг этого возраста, постановление о штрафе ему не отправляют. Это связано с тем, что по нашему законодательству нельзя привлекать к административной ответственности лиц моложе 16 лет», – пояснил «ФедералПресс» Александр Сидоров. Теперь тем, кто будет менять автомобиль через полгода и позже, нужно будет либо соблюдать ПДД, либо платить за это. Да, их засыплет ворохами штрафов, зато в местные бюджеты должен увеличиться приток налогов от штрафов. «Могу ли я, уже зарегистрировав машину, ехать без номеров?» Но если ограничение по возрасту владельца авто коснется только уклонистов от штрафов, то некоторые нововведения могут отразиться на всех. Главное среди них – передача функции выдачи госномеров автомобилей сторонним организациям. Именно это позволит, например, в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе (МРЭО) ГИБДД Липецкой области присвоить автомобилю свободный госномер Карелии или Башкирии. Но пока это лишь видимое удобство: по мнению эксперта ОНФ Елены Фанаевой, еще не известно, как обернется. «По-новому получается, что номер-то присваивают они, а госрегзнак уже выдает другая, специализированная организация. Вот здесь для автовладельцев могут быть подводные камни, потому что непонятно, как все это будет организовано на практике, – рассказывает эксперт. – Получается, что я ставлю автомобиль на учет, получаю электронный паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, и мне присваивают номер. И далее я должна уже в аккредитованной спецорганизации получить этот номер. Но где она будет, эта организация?». По словам Елены Фанаевой, повезет тем территориям, где организации, выдающие госномера, будут находиться где-то на территории МРЭО или рядом. Но если ехать нужно будет на другой конец города, тут могут возникнуть трудности. «Это сегодня я могу ездить без номеров, если я только купила автомобиль и еще не поставила его на учет. Но с августа тут получается небольшая казуистика: я приехала в МРЭО ставить машину на учет. Они ее осмотрели, поставили на учет и уже присвоили номер. Дальше я должна что делать? Могу ли я, уже зарегистрировав машину, ехать без номеров в другую организацию на этом же автомобиле? В документе это пока никак не отражено, нет нормативных подзаконных актов, которые позволяют доехать за получением этого номера». Заметим, что сегодня штраф за езду на зарегистрированном авто без госномера – 5 тыс. рублей. Также эксперт замечает, что, конечно, за номером можно поехать на такси или на общественном транспорте. Но где оставить машину на это время? Будет ли для этого парковка рядом с МРЭО, а если да – на каких условиях она будет работать? Не будет ли на этом кто-то зарабатывать? Словом, уже сейчас понятно, что передача функции выдачи номеров третьим лицам делает процедуру более длительной по времени. Заметим, передачу функции выдачи номеров МВД поясняло тем, что ведомство старается максимально избавиться от коррупционной составляющей. Ведь функция ГИБДД – контролировать и обеспечивать безопасность движения. Поэтому, мол, не надо на нее налагать дополнительные обязанности, в том числе и по проведению закупок на изготовление госномеров. Но удастся ли ведомству полностью избавиться от коррупции на госномерах? Ведь пусть не выдавать, но присваивать-то их все равно будет ГИБДД, а значит, право распоряжаться «красивыми» номерами по-прежнему будет в руках сотрудников МРЭО. Интересно, что всех этих сложностей с разъездами между МРЭО и пунктом выдачи можно будет и избежать, если покупаешь новый автомобиль. Предполагается, что заводы-производители и их дилерские центры смогут сами регистрировать авто, оказывая услугу продажи «под ключ». Но вот только какими будут тарифы, пока не ясно: ФАС их еще не установила, и каким будет механизм их формирования, неизвестно. Вполне возможно, что для кого-то эта услуга может оказаться дорогой. Восстановление маркировки – это хорошо, но... плохо Среди прочего теперь автовладельцы смогут восстанавливать маркировку на двигателях и кузовах своих авто, и Елена Фанаева считает, что это очень хорошо. По ее словам, потому что бывают случаи, когда добросовестный владелец, например, сдает машину на мойку, а забирает ее оттуда без наклейки с win-номером. По действующему законодательству ее невозможно восстановить, даже если номер указан в документах на автомобиль. А значит, и продать машину очень сложно. Однако это может отразиться на рынке в сегменте продаж подержанных автомобилей. «Теперь, если не читается номер кузова или двигателя, можно будет делать дополнительную маркировку. Видимо, специальные организации это будут делать. И тогда автомобиль будут ставить на учет, в том числе, даже если он был указан только в паспорте транспортного средства, а фактически его нет, – рассказывает Александр Сидоров. – И это, с одной стороны, хорошо, а с другой – я думаю, автомобилей с сомнительным прошлым в этом случае будет регистрироваться больше». Тем, кто торгует автомобилями с нечитаемыми маркировками, это будет на руку, они будут предлагать больше таких машин, аргументируя тем, что номер можно нанести заново. При этом добиться от них скидки будет сложнее, и такие автомобили по цене могут сблизиться с другими транспортными средствами, имеющими менее сомнительную репутацию. Словом, в нововведениях еще много неясного. При этом региональные управления ГИБДД пока отказываются комментировать, как будет выстроен процесс регистрации в их субъектах. Тем, кто планирует в ближайшие месяцы покупать новое авто, эксперты рекомендуют внимательно оценить обстоятельства. И, быть может, поспешить со сделкой, чтобы избежать лишних мытарств, ведь на то, чтобы новая система заработала как надо, порой уходят месяцы. Напомним, ранее мы писали о планах ГИБДД в два раза увеличить размеры штрафов за езду без техосмотра.

Штрафы, трата времени и дополнительные расходы. Почему стоит купить авто до того, как начнут работать новые правила их регистрации
© РИА "ФедералПресс"