Завышением потерь до 50 млрд рублей нефтяники готовятся к диалогу о "разморозке" цен на бензин
ЛУКОЙЛ и бизнес в целом сгущают краски, говоря о потерях нефтяников от продажи топлива в России в 50 млрд рублей перед диалогом с правительством. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. "Нефтяной бизнес делает громкие заявления о колоссальных потерях из-за демпфирующих надбавок именно сейчас не случайно – грядет профильное совещание, в котором примут участие как кампании, так и ответственные за ситуацию государственные ведомства. В частности, в дискуссиях будут участвовать руководители Минфина, Минэнерго под руководством вице-премьера Андрея Козака. Чтобы диалог прошел в "нужном" русле, предприниматели посылают сигналы заранее. Они хотят подтолкнуть чиновников к позиции, что нужно корректировать разработанный механизм в пользу добывающих и перерабатывающих компаний. Понятно, что бизнес ратует за прибыли, потому готов на различные приемы. Тем более, что представители отрасли обнадежены сигналами правительства - руководство страны готово к диалогу по поводу пересмотра созданного механизма. Дебаты предстоят непростые, и компании заранее обозначают в них свои позиции", - отмечает специалист. Глава компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов заявил, что потери нефтяников от заморозки цен на топливо составили с начала этого года 35 млрд рублей, еще 15 млрд добывающие компании якобы недосчитались из-за наличия демпфирующего механизма. Он подчеркнул, что демпфер не должен быть отрицательным. "Это необъективно. Мы надеемся, что это будет поправлено. Консенсуса нет, идут переговоры между Минэнерго и Минфином", - отметил Алекперов. "Были оценки независимых экспертов топливного рынка, которые показывали совсем другие цифры, нежели озвучивает сейчас бизнес-сообщество. Специалисты пришли к выводу, что по дизельному топливу нефтяные компании компенсации получают в полном объеме, и здесь им жаловаться не приходится вовсе. С бензином признавались недоработки, но цифры убытков по независимым оценкам была существенно меньше тех, что озвучивает бизнес. В ситуации с бензином сработали конъюнктурные факторы – цену бензина формирует стоимость нефти на мировых биржах, а они меняются в зависимости от целого ряда факторов. И корреляция может быть существенной даже в течение одного дня. Потому предстоит тщательно подсчитать реальные доходы и убытки нефтяников, чтобы отталкиваться от этого и провести корректировку демпфирующего механизма", - подчеркивает эксперт. Совместные решения Демпфирующая надбавка была введена на фоне скачка цен на топливо. Она предполагает: если цены на нефть на мировых рынках растут, а на внутреннем рынке цена топлива становится ниже экспортной, государство доплачивает нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Но в январе внутренний рынок бензина был премиальным, цены на топливо в Европе были значительно ниже внутрироссийских. В результате демпферный акциз в части бензина работал как прямой, и нефтяные компании должны были проводить по нему выплаты в бюджет - 3,6 тысячи рублей за каждую тонну. В середине февраля вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что нефтяные компании просят скорректировать механизм демпфера. В начале ноября прошлого года правительство договорилось с нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо. Соглашение истекает 31 марта. "Словесные интервенции бизнеса связаны еще и с тем, что в конце марта истекает срок соглашения по "заморозке" цен на топливо в России. Продление его вроде бы не ожидается, но с другой стороны, нефтяные компании в РФ должны нести определенную социальную ответственность, чтобы любыми средствами не допустить дефицита бензина и дизтоплива на внутреннем рынке. Об этом Козак тоже неоднократно упоминал. Потому предстоит решить, как будет себя чувствовать российский рынок топлива. В январе цены на горючее уже проиндексировали на 1,7% в рамках повышения налога на добавленную стоимость, но данный маневр планировался заранее и серьезно на внутреннюю ситуацию не повлиял. Однако вскоре страна столкнется с сезонным фактором – это и посевная кампания, и более массовое использование автомобилей россиянами в теплое время года. Но весной обычно останавливают на ремонт несколько перерабатывающих заводов. В данной ситуации придется выработать меры, чтобы удержать годовое подорожание топлива в рамках инфляции – 4-5%. Готовых рецептов для этого нет – правительство и бизнес станут регулярно проводить встречи, снимая накапливающиеся проблемы по мере их поступления. Противоречия же всегда стандарты – бизнес ради прибылей будет просить повышения цен, руководству страны важно удержать цены на приемлемом уровне и не допустить необоснованных повышений", - заключает Александр Пасечник.