Ещё

Завышением потерь до 50 млрд рублей нефтяники готовятся к диалогу о «разморозке» цен на бензин 

Фото: ФБА "Экономика сегодня"
ЛУКОЙЛ и бизнес в целом сгущают краски, говоря о потерях нефтяников от продажи топлива в России в 50 млрд рублей перед диалогом с правительством. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
"Нефтяной бизнес делает громкие заявления о колоссальных потерях из-за демпфирующих надбавок именно сейчас не случайно — грядет профильное совещание, в котором примут участие как кампании, так и ответственные за ситуацию государственные ведомства. В частности, в дискуссиях будут участвовать руководители Минфина, Минэнерго под руководством вице-премьера Андрея Козака. Чтобы диалог прошел в «нужном» русле, предприниматели посылают сигналы заранее.
Они хотят подтолкнуть чиновников к позиции, что нужно корректировать разработанный механизм в пользу добывающих и перерабатывающих компаний. Понятно, что бизнес ратует за прибыли, потому готов на различные приемы. Тем более, что представители отрасли обнадежены сигналами правительства — руководство страны готово к диалогу по поводу пересмотра созданного механизма. Дебаты предстоят непростые, и компании заранее обозначают в них свои позиции", — отмечает специалист.
Глава компании «ЛУКОЙЛ» Вагит ​Алекперов заявил, что потери нефтяников от заморозки цен на топливо составили с начала этого года 35 млрд рублей, еще 15 млрд добывающие компании якобы недосчитались из-за наличия демпфирующего механизма. Он подчеркнул, что демпфер не должен быть отрицательным. «Это необъективно. Мы надеемся, что это будет поправлено. Консенсуса нет, идут переговоры между Минэнерго и Минфином», — отметил Алекперов.
"Были оценки независимых экспертов топливного рынка, которые показывали совсем другие цифры, нежели озвучивает сейчас бизнес-сообщество. Специалисты пришли к выводу, что по дизельному топливу нефтяные компании компенсации получают в полном объеме, и здесь им жаловаться не приходится вовсе. С бензином признавались недоработки, но цифры убытков по независимым оценкам была существенно меньше тех, что озвучивает бизнес.
В ситуации с бензином сработали конъюнктурные факторы — цену бензина формирует стоимость нефти на мировых биржах, а они меняются в зависимости от целого ряда факторов. И корреляция может быть существенной даже в течение одного дня. Потому предстоит тщательно подсчитать реальные доходы и убытки нефтяников, чтобы отталкиваться от этого и провести корректировку демпфирующего механизма", — подчеркивает эксперт.
Совместные решения
Демпфирующая надбавка была введена на фоне скачка цен на топливо. Она предполагает: если цены на нефть на мировых рынках растут, а на внутреннем рынке цена топлива становится ниже экспортной, государство доплачивает нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Но в январе внутренний рынок бензина был премиальным, цены на топливо в Европе были значительно ниже внутрироссийских.
В результате демпферный акциз в части бензина работал как прямой, и нефтяные компании должны были проводить по нему выплаты в бюджет — 3,6 тысячи рублей за каждую тонну. В середине февраля вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что нефтяные компании просят скорректировать механизм демпфера. В начале ноября прошлого года правительство договорилось с нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо. Соглашение истекает 31 марта.
"Словесные интервенции бизнеса связаны еще и с тем, что в конце марта истекает срок соглашения по «заморозке» цен на топливо в России. Продление его вроде бы не ожидается, но с другой стороны, нефтяные компании в РФ должны нести определенную социальную ответственность, чтобы любыми средствами не допустить дефицита бензина и дизтоплива на внутреннем рынке. Об этом Козак тоже неоднократно упоминал.
Потому предстоит решить, как будет себя чувствовать российский рынок топлива. В январе цены на горючее уже проиндексировали на 1,7% в рамках повышения налога на добавленную стоимость, но данный маневр планировался заранее и серьезно на внутреннюю ситуацию не повлиял. Однако вскоре страна столкнется с сезонным фактором — это и посевная кампания, и более массовое использование автомобилей россиянами в теплое время года. Но весной обычно останавливают на ремонт несколько перерабатывающих заводов.
В данной ситуации придется выработать меры, чтобы удержать годовое подорожание топлива в рамках инфляции — 4-5%. Готовых рецептов для этого нет — правительство и бизнес станут регулярно проводить встречи, снимая накапливающиеся проблемы по мере их поступления. Противоречия же всегда стандарты — бизнес ради прибылей будет просить повышения цен, руководству страны важно удержать цены на приемлемом уровне и не допустить необоснованных повышений", — заключает Александр Пасечник.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео