Уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок по сравнению с экспортом, снижена до 51 тысячи рублей за тонну для бензина и 46 тысяч для дизеля. Раньше было 56 и 50 тысяч соответственно. По замыслу правительства, благодаря этому нефтяники смогут компенсировать до половины недополученной прибыли от реализации топлива на внутреннем рынке. Таким образом, продажа топлива на АЗС должна перестать быть убыточной, о чем постоянно говорят представители вертикально интегрированных компаний. Теперь, после корректировки, так называемый «демпфирующий механизм» заработает так, как это предполагалось изначально, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Евгений Аркуша президент Российского топливного союза «Да, у них есть прямые убытки, когда они вынуждены доплачивать, держа низкие цены из-за высоких вот этих базовых цен отсечения, которые были раньше. Это, конечно, несправедливо и неправильно. Поэтому изменение параметров демпфирующего механизма, безусловно, устранит убытки и даст дополнительные стимулы для насыщения внутреннего рынка. То есть, демпфер будет работать так, как он и был задуман. Именно он демпфирует изменения экспортного паритета относительно внутренних цен и позволяет нефтяникам насыщать рынок дешевым продуктом». Но для того, чтобы сделать бензин дешевле, достаточно было просто отменить или, по крайней мере, существенно сократить акциз, который платят нефтеперерабатывающие заводы. Тогда бы и демпфирующий механизм был не нужен, считает ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Сейчас контролируемые государством компании — «Роснефть» и «Газпром Нефть» — производят больше бензина, и это позволяет в течение долгого времени тянуть вот это вот административное регулирование. Тем более что появились определенные подвижки в рыночных показателях, которые позволяют компаниям нормально существовать. Соответственно, пока это все действует. Но стратегически я считаю, что это неправильно. Демпфирующий механизм предполагал возможность возврата части акциза, которые изымают налоговые органы. Почему при этом не изымать меньше просто и гонять деньги туда сюда, мне совершенно непонятно». Если бы можно было бы сделать так, то наверно бы так и сделали. Почему был придуман именно механизм компенсации акциза, объясняет председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Иван Андриевский председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» «Акцизы, которые традиционно собираются с топливных предприятий, они собираются в каждый конкретный день из месяца в месяц. А демпфирующий механизм рассчитывается уже постфактум, то есть вот собрали акциз, и потом смотрят, как изменилась цена между дизельным топливом и бензином на внутреннем и внешнем рынке. Если отклонения произошли в пределах 10%, то начинает работать демпфирующий механизм. А если эти изменения не произошли, то демпфирующий механизм не включается». Глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов говорил в интервью «Комерсанту», что выпадающие доходы от изменения демпфера оцениваются в 120-190 млрд рублей в год. При этом глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявил, что решения правительства по регулированию топливного рынка являются стопроцентной гарантией сохранения стабильной ситуации на нем в ближайшей перспективе. По данным ФАС, запасы бензина в настоящее время на 10% больше чем в прошлом году, запасы дизельного топлива — выше почти на треть. Таким образом, недостатка в топливе не будет, даже в условиях весеннего повышенного спроса.