Ещё
В Петербурге появился трамвай для честных пассажиров
В Петербурге появился трамвай для честных пассажиров
Автоновости
Эксперт назвал способы «убить» машину зимой
Эксперт назвал способы «убить» машину зимой
Автоновости
Сгоревшая дотла машина за 100 млн рублей попала на видео
Сгоревшая дотла машина за 100 млн рублей попала на видео
ДТП
Такси вылетело на тротуар в Петербурге
Такси вылетело на тротуар в Петербурге
ДТП

Wirtschaftswoche (Германия): российский автомобильный рынок между предписаниями и особым подходом 

Wirtschaftswoche (Германия): российский автомобильный рынок между предписаниями и особым подходом
Фото: ИноСМИ
Даже если на протяжении почти года ездит на лимузине отечественного производства, о своем старом для рабочих поездок Владимир Путин вспоминает с улыбкой. Автомобили этой марки зарекомендовали себя как автомобили высшего качества во всем мире, отметил Владимир Путин на днях во время своего краткого выступления на открытии первого в России завода по сборке автомобилей «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) в подмосковном Есипове. «У российских потребителей мерседес точно совершенно будет пользоваться популярностью», — добавил президент. Кроме того, Путин выразил уверенность, что компания не будет разочарована в том, как строится бизнес в России.
При этом «» пришлось, пожалуй, сложнее других производителей с решением об открытии завода в России. На протяжении ряда лет штутгартцы вели переговоры с , перед тем как решились войти на пошатнувшийся от кризиса автомобильный рынок. И последние месяцы, кажется, подтвердили правильность их решения. По данным Ассоциации европейского бизнеса, автомобильный рынок в прошлом году вырос на 12,8%. Общий оборот отрасли, по оценкам консалтинговой компании PwC, составил порядка 33 миллиардов евро.
Кроме того, штутгартцы не единственные, кто в настоящее время снова делает ставку на Россию. Недавно «» (Opel) объявил о возвращении на российский рынок, после того как бывший собственник «» (General Motors) на пике экономического кризиса в 2015 году законсервировал свой завод под Санкт-Петербургом. Китайский автопроизводитель «Хавейл» (Haval) также недавно построил завод под Тулой, к югу от российской столицы. Там китайцы планируют производить порядка 150 тысяч автомобилей в год для российского рынка.
Но хорошие показатели не должны скрывать тот факт, что российский автомобильный рынок сегодня все еще лишь тень самого себя. Еще десять лет назад, когда продажи были на уровне трех миллионов, аналитики были едины во мнении, что Россия с 145 миллионами жителей рано или поздно станет крупнейшим автомобильным рынком Европы. Взмывающие вверх цены на нефть и укрепляющийся рубль в течение десятилетия увеличили в несколько раз покупательную способность простых россиян. Одна только официальная средняя заработная плата, по данным Росстата, выросла на 50% почти до 500 евро. Покупательная способность, которую Владимир Путин и его правительство не хотели так просто отдавать международным концернам.
Введением таможенных пошлин на импорт в размере 30% Россия установила барьер на пути импорта автомобилей. Но те, кто развивал собственное производство в России, могли поначалу беспошлинно ввозить необходимые для сборки элементы. После 2012 года производители должны были увеличить мощности до 300 тысяч в год и обязывались производить до 60% элементов для сборки в России. Крупные производители, такие как «» (Volkswagen), (Ford), «» (Renault), «» (Kia), «Хендай» () или «» (Toyota) последовали призыву и инвестировали миллиарды. Один только «Фольксваген» потратил 1,75 миллиарда рублей на производство автомобилей и на завод в Калуге к юго-западу от Москвы.
Но поскольку квоты в размере 1,8 миллиона автомобилей сегодня далеко не соответствуют уровню былых успешных лет, в российской автоиндустрии наблюдается перепроизводство. В  отметили, что заводы загружены лишь на чуть более 40%. Быстрого улучшения не предвидится. Отраслевые эксперты полагают, что автомобильный рынок из-за стагнирующих реальных доходов населения в этом году покажет лишь минимальный рост. Вместе с тем поставщики медлят с инвестициями, поскольку количество изделий по отдельным моделям невелико, чтобы оправдать производственные мощности.
Несмотря на это, правительство настаивает на том, чтобы производители и дальше повышали уровень локализации. Если желание Кремля будет реализовываться, большинство производителей заключат так называемые специальные инвестиционные контракты, в которых обязуются увеличить локализацию в России.
Умный ход «Даймлера» в России
В прошлом году Россия для этого повысила таможенные пошлины на ввоз запчастей и в то же время понизила тарифы на ввоз новых автомобилей. Только те, кто брал на себя обязательство дальнейших инвестиций, например, по локализации производства ходовой части или строительству конструкторских подразделений, может в рамках специальных инвестиционных контрактов надеяться на возмещение таможенных пошлин, дальнейшие субсидии и налоговые преференции.
Но в кругах отрасли отметили, что многие из этих требований завышены. Так, хотело бы обязать «Фольксваген» производить ходовую часть автомобилей в Калуге. Но представители концерна вместо этого предпочли бы расширить существующее производство двигателей и на протяжении последних недель ведут переговоры с .
Другие производители, такие как «Форд», делают жесткие выводы и сворачивают производство. Лишь несколько недель назад концерн объявил о приостановке производства легковых автомобилей в России.
«Даймлер» же умело провел переговоры об условиях своего специального инвестиционного контракта — и это в самый разгар кризиса. Так, инвестиции штутгартцев составили 300 миллионов евро, что является относительно небольшой суммой. Вместе с тем, генеральный директор нового завода «Мерседес-Бенц» Аксель Бензе заявил, что локализация производства кузовных элементов и тем более двигателей не планируется.
Несмотря на это, автомобили будут считаться российскими изделиями и поэтому смогут продаваться государственным организациям. Хотя некоторые условия держатся в тайне, эксперты отрасли уверены в том, что «Даймлер», благодаря своему специальному инвестиционному контракту сможет импортировать необходимые элементы для производства по приемлемым ценам. И о минимальной мощности в размере 300 тысяч автомобилей — в отличие от других производителей — речи не идет. Это вызвало зависть в отрасли. Так, генеральный директор «Фольксваген Груп Рус» в России публично высказал свое недовольство относительно того, что «Даймлер» получает более выгодные условия, чем конкуренты. «Фольксвагену» несколько лет назад пришлось свернуть производство автомобилей «» (Audi) в России. Это сценарий, которого «Даймлеру» в России в следующие годы опасаться не придется.
Видео дня. Порядок медосмотра водителей объявят в феврале
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео