Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Каршеринг отбирает парковку?

бодро рапортуют о том, что городской рынок каршеринга один из самых динамично развивающихся в мире. Ещё год назад в столице было около 16, 5 тыс. каршеринговых авто, и по этому показателю она уступала лишь Токио, в котором было 19, 8 тыс. машин. Сегодня на дорогах нашей столицы их уже 17, 5 тыс., а к концу года, по прогнозам мэрии, Москва должна выйти на первое место с 25-тысячным автопарком! У простого автомобилиста тут же появляется логичный и справедливый вопрос – где ж вас всех парковать-то?
Каршеринг отбирает парковку?
Фото: Аргументы НеделиАргументы Недели
ТАКУЮ растущую популярность каршеринга у горожан объяснить легко. Прежде всего, это не общественный транспорт, который ездит по заданным маршрутам со строгим интервалом движения. Да и по комфорту их глупо сопоставлять, особенно в часы пик. Если сравнивать с такси, то в этом случае, как минимум, не нужно ждать водителя, пока он закончит предыдущий заказ и доедет до тебя. Но главное – это дешевле, минимальный тариф на каршеринг в столице сейчас составляет 3 руб./мин.
По приблизительным подсчётам, если вы в год наматываете по городу меньше 6 тыс. км на автомобиле, то экономически выгоднее пользоваться именно каршерингом. Так что в мегаполисе, где становится всё больше заморочек с личным авто: парковка, резидентное соглашение, постоянные намёки на платный въезд и т.д., – многие предпочитают уже не иметь автомобиля вообще. Тем более с парковками у каршеринга никаких проблем нет – платные городские стоянки для них бесплатны. Скорее таким своим преимуществом они создают проблемы для других.
Стою где хочу
Сегодня довольно обыденна история, когда 50–90% мест на какой-нибудь платной парковке в центре города заняты именно каршеринговыми автомобилями. Безусловно, в масштабах всей столицы арендные машины занимают не слишком много пространства, в конце концов, их меньше, чем личного транспорта. Согласно некоторым исследованиям, лишь 3, 1% машино-мест на платных парковках в 10:00 утра буднего дня заняты каршерингом. Но совсем другое дело, если смотреть на концентрацию таких автомобилей на отдельных улицах и небольших участках с малым количеством машино-мест. Вот тут как раз и появляются стоянки с 90% каршеринговых авто. Так, приедешь в центр и ищешь потом место для стоянки по 15 минут, когда рядом с нужным тебе адресом всё занято разукрашенными машинками.
А ведь есть же ещё и те, кто приобретал резидентные соглашения, чтобы спокойно оставлять машину рядом с домом на дорогой платной парковке, которой никто посторонний круглосуточно пользоваться не будет. Но то, что бьёт по кошельку человека, – каршерингу по барабану. В итоге благо для одних превращается в проблемы других.
Кроме того, конфликт интересов и при стоянке каршеринга на бесплатных парковках. Формально их можно парковать не только на прилегающих улицах, но и во дворах домов – они же не нарушают никаких законов, общественное пространство доступно всем. И теперь уже жильцам не хватает места у своего дома. Причём в некоторых случаях сами компании, которые предоставляют услугу каршеринга, начинают свозить свои автомобили и выставлять их «пачками» у чужих домов (там же рядом и заправляют, а иногда даже моют). В конце концов, они же тоже заинтересованы, чтобы утром каждый мог видеть свободное авто рядом со своим домом, а не где-нибудь за пару кварталов. То же самое происходит и с платными парковками – колонны таких машин дожидаются, когда вы выйдете из офиса или нагуляетесь по бульварам в выходной день.
И опять же чисто юридически во всём этом нет никакого нарушения закона.
Догнать и перегнать
Такие проблемы с парковкой и каршерингом есть не только в нашей стране. Совсем недавно американец из Сиэтла обнаружил на своей частной парковке возле дома припаркованный каршеринговый автомобиль. Когда выяснилось, что никто из соседей не повинен в парковке, он попросту построил забор вокруг этой машины, чтобы к ней никто не смог подобраться. Затем позвонил в компанию, которая предоставляет это авто, и потребовал, чтобы они сами забрали свою машину. А вдобавок заплатили ему 65 долларов за каждый день стоянки, и ещё 300, чтобы покрыть убытки на строительство забора, и 500 – за моральный ущерб.
У нас же пока частных парковок нет, но с учётом того, что к 2020 г. обещал уже 30 тыс. каршеринговых авто, людям стоит всерьёз начинать беспокоиться за парковочные места возле дома. Тем более довольно интересная история получается, которая противоречит логике столичных властей. С одной стороны, они говорят, что парковок не хватает, поэтому теперь за них придётся платить, чтобы навести порядок и дать возможность тем, кто сильно хочет парковаться в центре, всё же сделать это. Но в целом, мол, граждане, пересаживайтесь на общественный транспорт – машин и так много. А с другой – город сам способствует увеличению числа каршеринговых авто!
Такими темпами в будущем стоит ожидать либо отмены бесплатной парковки для таких машин, что поубавит плюсов у каршеринга, либо ждать нового повышения стоимости стоянки, чтобы освободить место для арендных авто. В конце концов, ранее мэр озвучивал мысль, что цена за час парковки должна расти, если её загрузка стабильно выше 90%. Похоже, каршеринг с планом по заполняемости справляется на ура.