Войти в почту

От общего к частному: тарифы в автокаско становятся все более персональными

Современные технологии, такие как анализ больших данных и телематические устройства, позволяют страховщикам гораздо более подробно сегментировать водителей, устанавливая индивидуальную и справедливую цену на автокаско. Судя по статистике Банка России за первые три квартала прошлого года, рынок страхования автокаско исчерпал свой прежний драйвер роста, которым были страховые продукты с франшизой. Именно за счет снижения стоимости автокаско благодаря подобным программам страховщикам удавалось привлекать новых клиентов. Так, по итогам первого полугодия 2019 года средняя страховая премия по полисам физлиц снизилась на 5,4% — до 26 тыс. рублей. При этом, например, в 2016 году этот показатель превышал 39 тыс. рублей. Как отмечал регулятор, «снижение средней страховой премии позволяет поддерживать стабильный интерес клиентов к этому виду страхования». Действительно, страховщики заключили 1,3 млн новых договоров автокаско (+2,4% за год), хотя за счет снижения стоимости полисов сборы в целом по рынку и сократились на 2,6%. Однако уже в III квартале эта тенденция сменилась на противоположную: средняя страховая премия по автокаско перешла к росту. Всего за квартал она увеличилась до 27,6 тыс. рублей. В результате спрос на добровольное автострахование впервые за долгое время снизился — количество заключенных договоров сократилось на 4,1%. Отметим, что это произошло на фоне довольно значительного роста автокредитования; число выданных автокредитов выросло в III квартале на 19,1% (год к году). Но данный рост был связан в основном с продажами машин на вторичном рынке: новых машин было продано на 1,2% меньше, чем годом ранее. Кроме того, сразу несколько банков в прошлом году запустили программы автокредитования, не предусматривающие обязательного страхования приобретенной в долг машины. Учитывая, что прогнозы по росту авторынка в этом году очевидно негативные (например, Ассоциация европейского бизнеса предполагает его падение на 2,1%), рассчитывать на прирост новых клиентов за этот счет не приходится. Что же касается автокаско с франшизой, похоже, что рынок если и не достиг своего насыщения, то на него больше не действует пресловутый эффект низкой базы: те клиенты, которые задумывались о приобретении полиса, сделали это в момент ощутимого снижения его стоимости. Однако у клиентов в последнее время появляются новые возможности по экономии на добровольном автостраховании. Так же, как и в случае с франшизой, это могут быть полисы с различными ограничениями, за счет чего и достигается снижение их стоимости. Например, сегодня на рынке есть программы автокаско с ограничением годового пробега, которые подойдут водителям, эксплуатирующим машину не очень активно. Существуют пакетные страховые предложения с фиксированной стоимостью и самого полиса, и суммы возмещения. Но основной упор все же делается на все более активное предложение по-настоящему индивидуальных тарифов. Это становится возможным за счет активного развития новых технологий. В первую очередь благодаря анализу больших данных. Из чего складывается стоимость «классического» полиса автокаско? Из накопленной компаниями статистики страховых случаев по конкретным регионам страхования, маркам и моделям машин, полу, возрасту и стажу водителя. Но это — общий случай, «средняя температура по больнице». Добавляя новые переменные в свои скоринговые модели, страховщики получают возможность корректировать тариф. Причем подчас в режиме реального времени. Чем большей информацией о водителе, его стиле управления машиной, маршрутах передвижения, ежедневном пробеге машины и так далее обладает компания, тем точнее и справедливее окажется итоговая стоимость полиса. Установив на авто телематические устройства, спустя некоторое время (необходимое для накопления первичной статистики) клиент может получить скидку за правильное поведение на дороге. Например, у нас скидку 30% получают около 80% владельцев, оборудовавших машины подобными устройствами. И в данном случае «стандартные» факторы имеют уже гораздо меньший вес, чем в случае, когда страховщик практически ничего не знает о своем клиенте. Так, неопытным водителям по понятным причинам автокаско обходится дороже, чем остальным, однако, подтвердив телематикой свое аккуратное вождение, они могут рассчитывать на снижение стоимости полиса, не дожидаясь накопления стажа. То есть автовладелец за счет более эффективного анализа рисков страховщиком не будет доплачивать «за того парня» или потенциальных мошенников, как происходит в коробочных продуктах. Кстати, касается это не только поведения на дороге или технического состояния машины. Например, существует четкая корреляция между стилем вождения и семейным положением: люди, состоящие в браке и имеющие детей, оказываются более аккуратными водителями. Эти и многие другие факторы уже сегодня анализируются страховщиками, которые используют для этого big data (большие данные). Учитываются сотни, а иногда и тысячи различных признаков, устанавливаются неочевидные взаимосвязи между ними. Эта информация в том числе становится основой для разработки персональных тарифов. Разумеется, формула «информация в обмен на скидку» работает только в том случае, если клиент готов ею поделиться. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции