Войти в почту

Автоэксперт: недостатки онлайн-извещения о ДТП еще предстоит исправить

Проблема создания пробок из-за аварийных случаев на дороге существовала всегда, особенно негативно ощущалась в крупных городах с загруженным транспортным потоком. Абсурд ситуации состоит в том, что из-за пробки, созданной ДТП, сотрудники ГИБДД, которые выезжали для разрешения вопроса, добирались на место происшествия очень долго по этой самой пробке.

Автоэксперт: недостатки онлайн-извещения о ДТП еще предстоит исправить
© Слово и Дело

Правительство нашло решение в составлении европротокола — теперь в случае мелкого ДТП (с участием не более 2-х водителей и без жертв) потребности в вызове ГИБДД не возникает. Водители могут самостоятельно зафиксировать данные о местонахождении, причине столкновения, времени и причиненном ущербе (с фотографиями), в мобильном приложении «Помощник ОСАГО».

Это интересно: Россиянам рассказали о грядущих изменениях с ноября 2020 года

Информация об аварии направляется напрямую страховым компаниям пострадавших, с 1 ноября этой услугой могут воспользоваться как физические, так и юридические лица во всех регионах России. Процедура проводится даже в том случае, если участники ДТП не смогли договориться между собой.

Кажется, в этом нововведении можно найти только одни плюсы, однако автоэксперт Сергей Асланян указывает на неочевидные недостатки, которые вскрылись еще во время тестового периода программы. Электронные извещения о ДТП смогут принести наибольшую пользу в том случае, если эти системные неровности удастся исправить.

Источник: pexels.com

«Сложность, в первую очередь, в устоявшемся мнении, что «побег» с места происшествия до приезда ГИБДД — это отдельное правонарушение. И ты должен стоять насмерть, не двигаться с места, даже если находишься на середине проезжей части», — объясняет Сергей Асланян. — «Это неприятная глава в собственной биографии, чреватая лишением права управления».

Психологический аспект недостатком закона назвать сложно — к переменам рано или поздно привыкнут. А вот сам европротокол не так прост, как кажется на первый взгляд. По словам автоэксперта, для его заполнения нужно пройти специальные обучающие курсы (практически дополнение к самим курсам вождения). Дело в том, что один из участников ДТП должен будет взять на себя роль оценщика, суметь увидеть скрытые повреждения и прочее.

«А так как отдельного обучающего курса людям не провели, за ошибки в оценке ущерба их же самих и начали «наказывать», — считает Сергей Асланян. — «И если ранее в составлении протокола участвовал сотрудник ГИБДД — третье, специально обученное и незаинтересованное лицо между водителем и страховой компанией — сейчас участники аварии остаются один на один со своей проблемой».

Сложность состоит еще и в том, что без третьего лица водителям может быть сложно договориться между собой. А в стрессовых ситуациях кто-то из них может среагировать не совсем адекватно и даже агрессивно — спорить и не соглашаться заполнить онлайн-извещение. А ведь при таком эмоциональном давлении можно ненароком ошибиться в заполнении протокола — человеческий фактор тоже играет роль. Это и есть ряд нюансов, которые пока не предусмотрены программой европротокола.

Источник: pixabay.com

«Если в Европе подобная практика отлично налажена, хотя бы потому, что страховая компания всегда на стороне клиента, в России все обстоит несколько иначе», — рассказывает Сергей Асланян. — «Здесь сотрудник ГИБДД выступал независимым судьей, который разрешал спор между участниками аварии, опытный оценщик и гарант возмещения по страховке».

К сожалению, отношения между страховой компанией и ее клиентами в России строится несколько иначе, чем в Европе, считает автоэксперт. И российские страховые компании пытаются всеми возможными способами увильнуть от возмещения ущерба. А сложные в своем заполнении протоколы только помогают им в этом — страховые могут зацепиться за любую неточность или ошибку и не компенсировать расходы на ремонт.

В случае неправильной оценки ущерба сотрудником ГИБДД как должностным лицом, сумма покрывается из бюджета. Именно к его независимому решению всегда можно было апеллировать.

Если регламентом предусмотрены ситуации, когда даже специально обученный специалист может ошибиться в составлении протокола, для «дилетантов» в этой ситуации пока не предусмотрено ничего. И как только подобные спорные моменты удастся усовершенствовать, нововведение сможет приносить гораздо большую пользу, чем просто отсутствие пробок по причине мелких аварий.