Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

Проект казанской канатной дороги обернулся для его создателя исками из Швейцарии

Проект казанской канатной дороги обернулся для его создателя исками из Швейцарии
Фото: Реальное времяРеальное время

Канатка довела до иска о банкротстве

Видео дня

Проект канатной дороги из Казани в Верхний Услон, который был впервые анонсирован еще в начале 2010-х, в 2020 году, будучи так и нереализованным, отозвался для одного из инициаторов исками о банкротстве. Арбитражный суд Татарстана зарегистрировал иск московского представительства швейцарской компании Bartholet Maschinenbau AG к Гумару Кадырову — директору ООО "Центр точной механики "Казанский перевозЪ", который и занимался реализацией (точнее, попытками) проекта по строительству канатной дороги в Казани.

Bartholet Maschinenbau AG — это крупный строитель канатных дорог, у которого есть немало важных объектов в России. В частности, компания строила в Москве канатную дорогу на Воробьевых горах. В марте 2020 года компания объявляла о планах локализовать свое производство в Москве. Однако, что интересно, в числе потенциальных партнеров проекта казанской канатки не называлась. Предполагалось, что в проект вложится итальянская компания Leitner Ropeways, также занимающаяся строительством канатных дорог.

Bartholet Maschinenbau AG строила, в частности, канатную дорогу в Москве, на Воробьевых горах. Фото: Алексей Шабанов / srkvg.ru

При этом сумма иска к Кадырову небольшая — по крайней мере, в сравнении с объявленным бюджетом проекта в 2,8 млрд рублей. Швейцарская компания та 2,8 млн рублей, ровно в 100 раз меньше.

Приставы не нашли, чем компании Кадырова расплатиться со швейцарцами

"Реальное время" направило запрос в Bartholet Maschinenbau о причинах иска. Отметим, что это не первый иск швейцарской компании к Кадырову и его структурам — суды идут еще с 2019 года. До этого ответчиком было зарегистрированное в Иннополисе ООО "Казанские канатные дороги" (это другая компания Кадырова, "Казанский перевозЪ" в 2019 году был ликвидирован по собственной инициативе), швейцарцы требовали около 2,5 млн рублей и успешно их взыскали.

Исковые требования были сформированы как "взыскание неосновательного обогащения": как следует из документов суда, Bartholet Maschinenbau перевела "Казанским канатным дорогам" деньги (якобы как выдачу кредита, но кредитное соглашение в суде не показали), в ответ казанская компания не сделала вообще ничего, швейцарская компания потребовала эти деньги назад. Суд встал на сторону Bartholet Maschinenbau.

Позже, в апреле 2020 года, Bartholet Maschinenbau потребовала банкротства "Казанских канатных дорог", но совсем недавно, в сентябре, суд дело о банкротстве прекратил. Правда, по интересным обстоятельствам: ранее долг уже пытались взыскать приставы, но не нашли у компании вообще ничего, на что бы взыскание можно было бы обратить. Таким образом, финансировать далеко не бесплатную процедуру банкротства компании не на что, заявитель на это тоже не согласился — поэтому суд процедуру начинать и не стал.

Почему проект "не взлетел"

Сам Гумар Кадыров подтвердил "Реальному времени", что иски швейцарской компании связаны с "невзлетевшим" проектом казанской канатки. Швейцарцы, по его словам, выступали в числе партнеров проекта.

— Мы все вместе вкладывались в этот проект, затратили примерно 21 млн рублей на проектные работы, подготовку, он не пошел, и мы понесли убытки. Из этих убытков около 2,6 млн рублей были партнерским вкладом Bartholet, — рассказал он.

Остальные партнеры, по словам Кадырова, претензий не имеют. "И у Bartholet претензия чисто формальная — ну им надо отчитаться за налоговый период, и они вычитают это из суммы налогооблагаемой базы. У меня к ним ни претензий, никакого негатива нет, они делают то, что положено любой европейской компании, чтобы зафиксировать убыток", — прокомментировал Кадыров иск.

Кадыров при этом заявляет, что канатная дорога якобы не была построена из-за противодействия со стороны городской администрации — якобы проект "зарубили" в Управлении архитектуры и градостроительства казанского исполкома: "Мы попытались оспорить, была очень жесткая позиция города, я не готов был и не хотел спорить с городом". "Реальное время" направило в пресс-службу исполкома Казани просьментировать ие.

"Казанский перевозЪ" говорил о еще двух проектах канатной дороги: от НКЦ к "Татнефть Арене" т "Казань Арены" до "Корстона". Источник: perevoz-kazan-ctm.blogspot.com

Однако ранее, в 2016 году, другой взгляд на проект озвучивал "Реальному времени" тогда еще глава Минтранса Татарстана Ленар Сафин. "Казанский перевозЪ" говорил о еще двух проектах канатной дороги — второй должен был пролегать от НКЦ к "Татнефть Арене" и от "Казань Арены" (сейчас — "Ак Барс Арена") до "Корстона". Последний проект Сафин называл "хорошей, перспективной идеей", но очень далекой от реализации — уже тогда было ясно, что соглашения с инвесторами к тому моменту так и не достигнуты и идея отправляется в долгий ящик. Другие маршруты — тем более. При этом позже проекты каната" и до Верхнего Услона включали в инвестиционный меморандум РТ на 2016 год, что, однако, не подразумевало выделения каких-то государственных средств на проекты.

Дороге от "Корстона" окончательно подписали приговор только вочник: perevspot.com

Дороге от "Корстона" окончательно подписали приговор только в 2020-м — тогда руководитель исполкома Казани Денис Калинкин признал утратившим силу постановление от 02.06.2016 №2266 "О подготовке проекта планировки и межевания территории линейного объекта "Канатная дорога от "ГТРК "Корстон" к стадиону "Казань Арена". Хотя позже возглавлявший тогда Минэкономики республики Фарид Абдулганиев заявлял, что окончательно от проектов канатной дороги в Казани все же еще не отказываются.

Добавим, что у истоков проекта канатной дороги стоит не только Гумар Кадыров, хотя он чаще всего и выступал в СМИ по этой теме. Изначально над проектом работало НПО "Гулливер" Дамира Алтынбаева, позже проект уже перешел к "Казанскому перевозу", а совладельцами обеих компаний был Рафаэль Мингазов — бывший министр финансов ТАССР. "Гулливер", кстати, находится в стадии ликвидации, но решение об этом было принято только на прошлой неделе.

Изначально над проектом работало НПО "Гулливер" Дамира Алтынбаева. Фото: evening-kazan.ru