Машины без водителя и автоматизация перевозок
Представление об автомобиле как о кузове с мотором и колесами устарело примерно тридцать лет назад. Первые диагностические компьютеры появились в серийных авто еще в 90-е годы прошлого века. Затем машины стали оснащать бортовыми компьютерами, которые объединили в себе системы диагностики и развлечений. Потом к этому добавился ряд полезных опций, самые популярные из которых — парктроник и спутниковый навигатор.
Первая функция автономного вождения была доступна еще в 1958 году, когда круиз-контроль начали устанавливать на представительском Chrysler Imperial. А сегодня искусственный интеллект учится водить машину вообще без участия человека. И хотя до широкого применения беспилотного автотранспорта дело пока не дошло, эксперименты проводятся в ряд стран, и Россия — не исключение. Компьютеры используются не только в самих машинах, но также в дорожном хозяйстве, системах управления движением и транспортно-логистическими цепочками.
Фото: deposiphotos.com
В России созданием и развитием современных технологий для автомобилей и всего, что с ним связано, занимаются участники рынка Автонет Национальной технологической инициативы.
В Самаре готовят к запуску первую «умную» дорогу в стране. Сейчас ее обкатывают в тестовом режиме. Система предупреждает водителей о приближении пешехода или открытом люке, фиксируя вибрационное воздействие от объектов на дороге.
Проект, запущенный в рамках национальной платформы «Автодата», стартовал сразу в нескольких городах, в том числе в Самаре, причем на самой оживленной трассе, проходящей почти через весь город — Московском шоссе. Напомним, Самарская область включена в число субъектов РФ, где проходит эксперимент по опытной эксплуатации беспилотных автомобилей.
«Внедрение так называемого «Акустического мониторинга» вкупе с другими новейшими технологиями стало возможным благодаря километрам волоконно-оптического кабеля вдоль трасс. Оказывается, телекоммуникационная инфраструктура может помочь водителям сориентироваться даже при плохой видимости в ночное время, во время непогоды или в туман», — отмечает пресс-секретарь НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.
Но не только такие сервисы лежат в основе проекта «Автодата». Двумя годами ранее в России стартовал эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей. Сначала таким машинам разрешили движение по дорогам общего пользования в Москве и Татарстане, позже к двум первым пилотным регионам добавились Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, а также Санкт-Петербург.
Одним из лидеров беспилотных технологий в России стала компания «Яндекс», также являющаяся участников рынка «Автонет». На территории наукограда Иннополис в одноименном городе-спутнике Казани уже два года работают беспилотные автомобили «Яндекс.Такси». За это время они совершили 10 тысяч поездок с клиентами. Еще одна разработка интернет-гиганта — робот-доставщик «Яндекс.Ровер», который уже осуществляет перевозку документов и посылок на территории «Сколково».
Фото: deposiphotos.com
Сами россияне, как выясняется, появление на дорогах машин без водителя в целом одобряют. Так, согласно исследованию «Автонет», на беспилотном такси готовы ездить 77% россиян в возрасте от 18 до 65 лет.
Широкому внедрению беспилотников в России мешает отсутствие законодательной базы. К примеру, действующие законы не позволяют выпускать на обычные дороги машины вообще без людей в салоне и без органов управления, таких, как руль или педали, что сильно ограничивает конструкторов. Но попытки устранить это препятствие уже предпринимаются.
К примеру, в марте этого года НП «ГЛОНАСС» попросило приостановить действие отдельных положений Венской конвенции о дорожном движении, так как они затрудняют развитие и внедрение технологии беспилотного автомобильного транспорта на территории России. Об этом говорится в письмах президента НП «ГЛОНАСС» и соруководителя НТИ «Автонет» Александра Гурко, направленных министру иностранных дел Сергею Лаврову, министру транспорта Евгению Дитриху и министру юстиции Константину Чуйченко.
Венская конвенция о дорожном движении была принята в 1968 году, чтобы стандартизировать правила дорожного движения. Всего к конвенции присоединились 78 стран. Согласно ст. 8 конвенции, «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Под водителем в документе подразумевается живой человек. Указанный пункт «на горизонте нескольких лет может стать существенным административным барьером для развития высокоавтоматизированного транспорта» в России и негативно повлиять на конкурентоспособность российских разработчиков подобных транспортных средств,
«Большие данные» выходят на дорогу
Инновационные технологии востребованы не только в автомобилестроении, они могут быть полезны и, например, для оптимизации перевозок и управления транспортными потоками. Рабочая группа «Автонет» планирует разработать государственную концепцию по организации в России «челночных» грузоперевозок. Об этом сообщил в ходе международного онлайн-форума «Автонет-2020» президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» и соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко.
В июне «Автонет» объявил о разработке сервиса «цифровой дальнобойщик», который обеспечит беспрерывное движение груза при смене водителей и тягачей, а также непрерывный контроль. Предполагается, что это позволит сократить время и стоимость перевозки груза за счет исключения времени на отдых водителя на маршруте. Проехав свой участок пути, водитель предаст машину с грузом сменщику.
По словам Гурко, этот сервис будет развиваться в рамках платформы «Автодата», которая будет собирать данные, обрабатывать их и формировать оптимальную загрузку. С 2021 года сервис начнут внедрять на всех федеральных трассах. Заинтересованные в работе дальнобойщики будут регистрироваться в мобильном приложении, по аналогии с «Яндекс.Такси», и выполнять челночные поездки.
Ключевой задачей проекта «Автодата», который реализуется в рамках дорожной карты Автонет НТИ, является создание крупнейшего в мире национального массива обезличенных автомобильных данных и обеспечение недискриминационного доступа к ним для всех российских разработчиков продуктов и услуг с использованием этой информации.
Современный подключенный к интернету автомобиль (например, с помощью технологии connected car) генерирует около 4 Тб данных в сутки. Это информация о работе его систем, расходе топлива, режиме движения и так далее. Фактическим владельцем этих данных сейчас является производитель автомобиля. Это позволяет ему использовать эти данные в своих коммерческих интересах без согласия, а зачастую, даже без ведома владельца машины.
Закон о государственной информационной системе «Автодата» планируется разработать до конца 2020 года. Он будет регулировать правоотношения участников оборота автомобильных и инфраструктурных данных, в том числе права собственности на эти данные, сообщил ТАСС официальный представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.
Идея «Автодаты» в том, чтобы данные с автомобилей собирались централизованно. В результате в России будет сформирован крупнейший в мире банк автоданных, который можно использовать самыми разными способами — в том числе для организации движения беспилотного транспорта или оптимизации трафика обычных, управляемых людьми машин (например, для создания зеленых волн для больших потоков, следующих в одном направлении). Коммерциализировать полученные данные тоже можно по-разному. Например, вводить сервисы вроде умного страхования, рассчитывая цену полиса по многим параметрам.
Ряд сервисов на базе платформы «Автодата» уже вышли на стадию пилотных проектов в восьми российских регионах. Например, в Самаре, Курске и Волгограде на пилотных участках с помощью сетей связи нового поколения V2X, которые позволяют организовать «общение» автомобиля с автомобилем и автомобиля с инфраструктурой, удалось сократить время в пути более чем на 30 процентов, практически избежать пробок на дороге и создать так называемую зеленую волну.
Сервисы и приложения, разрабатываемые в рамках проекта «Автодата», имеют хороший экспортный потенциал. Об этом заявил в рамках конференции «Новые подходы и бизнес-модели. Тренды на рынке транспорта и городской умной мобильности» президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», со-руководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко.