Войти в почту

В горсовете Новосибирска обсудили подготовку концессионного соглашения СГК и мэрии

В следующем году мэрия Новосибирска и СГК заключат новое концессионное соглашение на 10 лет, которое по словам гендиректора СГК Степана Солженицына, позволит удвоить инвестиции в теплосети. Но прежде потребуется досрочно расторгнуть старые соглашения, ставшие неактуальными. Одной из возможностей является мировое соглашение; его условия обсудили 28 декабря Городском совете.

В горсовете Новосибирска обсудили подготовку концессионного соглашения СГК и мэрии
© НДН.Инфо

Зачем отменять текущие соглашения

СГК готова перекладывать больше теплосетей, при этом не повышая тариф, рассказал депутатам Степан Солженицын. Он принял участие в обсуждении концессионного соглашения по видеосвязи из Москвы.

Компания предлагает мэрии передать ей теплосетевой комплекс муниципалитета в концессию на 10 лет с объемом инвестиций на этот период в 5,5 млрд руб. Но для этого требуется пересмотреть условия эксплуатации: один арендный договор и два договора концессии заменить на единое концессионное соглашение. Объем теплосетей в эксплуатации СГК практически не изменится.

В целом у компании в управлении сейчас чуть более 3 тысяч км новосибирских теплосетей и котельных:

•2,4 тыс. коммуникаций СГК эксплуатирует на условиях аренды, а также концессионного соглашения №14 (теплосети микрорайона ОбьГЭС и поселка Пашино);

•643 км коммуникаций - в собственности компании;

•21 котельную компания эксплуатирует по концессионному соглашению №13.

Среднегодовой объем инвестиций по двум концессиям — около 90 млн руб.: 60 млн — в рамках соглашения №14 по теплосетям; 30 млн рублей — по котельным, по соглашению №13.

Схемой теплоснабжения предусмотрено переключение потребителей семи котельных на теплоснабжение от ТЭЦ, а это делает нецелесообразным инвестирование в них по соглашению №13, отмечают экономисты компании. Логичнее было бы направить средства на изношенные трубопроводы.

За аренду теплосетей СГК платит мэрии около 600 млн руб. в год. Но на реконструкцию муниципального имущества из этих средств направляется чуть более половины — порядка 360 млн рублей, основная доля которых — это восстановление линий циркуляции ГВС, а не замена изношенных тепловых сетей. Остальное — налоги, а также расходы, связанные с работой муниципального предприятия — собственника теплосетей.

Есть еще тарифный источник финансирования ремонта — ремонтный фонд; регулятор — департамент по тарифам утверждает порядка 420-440 млн. руб. в год. Эти средства идут на проведение текущих, аварийно-восстановительных ремонтов сетей.

Всего по соглашениям и арендному договору вместе со средствами, заложенными на ремонт в тарифе, на теплоснабжающий комплекс направляется около 890 млн рублей.

Пойти на мировое

Обсуждаемое соглашение позволит увеличить годовые вложения в ремонт коммуникаций: с 890 млн рублей до примерно одного миллиарда рублей. Рост небольшой, но в этой сумме увеличится доля на ремонт теплосетей: если ранее на эти цели направляли примерно 10% общей суммы, которую СГК платит городу по договору аренды и двум концессиям, то в рамках нового соглашения доля вырастет до 65%.

Начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Новосибирска Дмитрий Перязев в разговоре с депутатами подчеркнул, что поддерживает идею новой концессии, но отметил, что предыдущие два соглашения, выполнены не в полном объеме. Они действуют до декабря 2023 года, а досрочное расторжение возможно через мировое соглашение. «Наши локальные источники, которые отработали в концессионных соглашениях, имели минимум отказов и повреждений. И пока мы видим, что действительно имеется определённый перекос — то есть наш комплекс котельных находится в наиболее лучшем положении, нежели теплосетевой комплекс. Вы сами видите, какое количество разрытий происходит на тепловых сетях Новосибирска. Мы понимаем, что действительно это в настоящий момент является приоритетом в технической части. И одной из возможностей вложения дополнительных средств будет являться мировое соглашение. Получателем средств [от СГК по мировому соглашению] будет являться бюджет Новосибирска», — отметил начальник департамента. По словам Дмитрия Перязева, мэрия профинансирует ремонт, реконструкцию и техническое перевооружение теплосетей.

В рамках расторжения 13-го и 14-го соглашений СГК готова уплатить муниципалитету 305 млн руб. компенсации, отметил директор Новосибирского филиала компании Андрей Колмаков. Также готовы безвозмездно передать городу имущество ЦТП и тепловых сетей, построенных СИБЭКО в рамках переключения нагрузки муниципальных котельных на улицах Чулымской и Ельцовской на ТЭЦ, на которые СГК потратила более 50 млн. руб.

Предложение СГК. Суммы и гарантии

Мероприятия концессии еще будут детально обсуждаться на уровне мэрии и городского совета. По плану, предложенному СГК по повышению надежности систем теплоснабжения города должна затронуть 71,8 км теплосетей. По предварительным расчетам, эти работы потребуют за 10 лет 4 млрд 724 млн рублей, в том числе 3,38 млрд рублей на замену теплосетей протяженностью 68,3 км. Более половины средств будет вложено за первые 5 лет действия соглашения, чтобы улучшить состояние сетей в короткий срок.

«Мы очень четко будем прописывать в том числе и взаимные обязательства. У нас [в соглашении] существует большой блок в части наполнения мероприятиями. Определенные процедуры прописаны в части краткосрочных планов по выполнению мероприятий, которые будут утверждаться уже в рамках инвестиционных программ у регулятора», — ответил Дмитрий Перязев на вопросы депутатов о гарантиях выполнения соглашения.

Степан Солженицын поблагодарил депутатов за конструктивный разговор о повышении надежности теплосетевого комплекса. Концессия позволит увеличить объемы вложений в теплосети вдвое по сравнению с существующими, отметил гендиректор СГК: «Это та форма, которая четко прописывает, что должно делаться по каждому из участков коммуникаций. В дальнейшем надо думать, как довести наши инвестиции в новосибирские теплосети до достойного уровня, который позволит, как минимум, противостоять их неизбежному старению. Нужен баланс объема инвестиций и износа коммуникаций».