Как «сварить» комфортный город. Что думают рязанцы о благоустройстве и транспорте
В прошлом году из-за пандемии блогер Илья Варламов отменил турне по России с презентацией. Он хотел посетить 68 городов страны, но потом решил подарить книгу их мэрам – такой вот пиар-ход. Книгу, кстати, издали на пожертвования. Сити-менеджер, в свою очередь, предложила рязанцам прочесть её вместе, публично обсудив идеи урбанистов.
Конечно же, было бы логичнее, если бы Варламов сам имел опыт управления небольшим (а может и большим) российским городом, но он считает себя достаточно компетентным, чтобы советовать: много путешествует и многое видит.
62ИНФО изучил «100 советов» и реакцию рязанцев на посты мэра и авторов «рецептов» в социальных сетях, и вот, что мы выяснили.
Посты Елены Сорокиной с обсуждениями собрали сотни комментариев (больше, чем к любым другим), что означает интерес рязанцев к теме и готовности незамедлительно дать обратную связь на любые планы и изменения.
Все согласны с тем, что необходимо сохранять историю городов и зелёные зоны в городской черте.
Устали от точечной застройки
Точечную застройку 25-этажками в нашем городе не одобрил ни один высказавшийся (максимум, описанный в постах – десять этажей), но рязанцы справедливо отмечают, что ежегодно новосёлы «голосуют» за неё рублём в самом густонаселённом микрорайоне – Кальном. Напомним, 62ИНФО тоже поднимал проблему точечной застройки в своём материале о застройке рынка на Московском шоссе.
Часть горожан очень хочет велоинфраструктуру (дорожки, парковки). В книге подчёркивается вся серьёзность вопроса – «велик» – не развлечение, а транспорт, и на нём можно передвигаться и зимой.
Хотят выбрасывать мусор правильно и ходить по чистым улицам
Проблема открытого грунта также волнует многих рязанцев. «Надоело пылью весной-летом дышать», – пишут они. Избавиться от весенних «пыльных бурь» предлагается так: изолировать газон от дорог и тротуаров. В Рязани парадоксально тротуары сделаны ниже газона. Чуть дождь – вся земля, вода и льются на тротуары и дороги, хотя должно быть наоборот.
Не утихают призывы обновить ливнёвки – этим, кстати, уже занимаются: в прошлом году сформировали техническое задание и заключили контракт на проектирование переустройства ливневой канализации под мостом. Предусматривается расположение дождеприёмных колодцев сплошным рядом по проезжей части и увеличение диаметра трубопровода, который соединяет колодцы с магистральным коллектором. Городу это встанет в немаленькую сумму.
Что предлагают рязанцы: сделать в проблемных местах вдоль бордюра углублённый канал, чтобы дождевая вода в него стекала (а из него в ливневую канализацию).
Не все горожане готовы к раздельному сбору мусора, но пришедшие к пониманию такой необходимости просят предоставить возможность выбрасывать отходы правильно в любом месте Рязани. «100 советов мэру» советует хранить мусор под землёй, кстати.
Пешеходы и автомобилисты не хотят «войны»
Объявленную урбанистами войну автомобилистам рязанцы не разделяют. «Я купил себе машину. Потратил на это деньги. И какую он мне альтернативу предлагает? Вон из города!?» - пишет возмущённый горожанин. Кто-то из рязанцев предложил Варламову «купить квартиру в Семчине и сгонять в «Леруа» за панелями по три метра» на общественном транспорте.
В книге действительно советуют иметь машины лишь тем, кто живёт за городом (это американский опыт). При этом рязанцы осудили тех, кто имеет по 2-3 машины на семью, выступая за то, чтобы как в Японии владение автомобилем и наличие собственного парковочного места были неразрывно связаны.
Соскучились по трамваю, ругают маршрутки и пробки
Варламов и Кац уверены, что российским городам не нужно метро, тем временем, рязанцы активно голосуют за его наземный вариант.
В комментариях, как по рельсам, проскальзывала ностальгия по трамваю. Люди понимают, что с его содержанием связаны определённые сложности, но признают, что он может быть хорошим дополнением к общественному транспорту в виде аналога волгоградского «скоростного трамвая» – осевая связующая линия вдоль всего города.
Рязанцы ругают маршрутки. Кто-то даже назвал этот вид транспорта самым криминальным и привёл в пример Казань, где власти от него избавились.
В одной из дискуссий, участники обсуждения пришли к общему выводу, что сделать общественный транспорт лучше, не ущемляя автомобильное движение, невозможно. И тут речь как раз идёт о выделенных полосах и расширении тротуаров за счёт проезжей части. Эти меры непопулярны среди водителей.
Автомобилисты активно участвуют в дискуссии. Многие просят соединить Кальную и Муромское шоссе. Это будет дублёр Касимовского шоссе, где пробки с 5 до 8 вечера.
Один горожанин предложил использовать реконструкцию Лыбедского моста как эксперимент, который, по его словам, уже показал, что город справляется с трафиком и без транзитного движения через улицу Ленина (центр). А после ремонта в принципе закрыть улицу Ленина для автомобилистов. Это вполне созвучно идеям урбанистов – убрать машины из центра.
Указали на неудобную организацию дорожного движения и некоторых маршрутов
Многие голосуют за поворот направо с левой полосы улицы Новой на Касимовское шоссе - сейчас разрешён только налево и полоса часто пустая. Из-за этого машины её проезжают и начинают вклиниваться в правую полосу перед перекрёстком, создавая аварийную ситуацию.
Также люди просят рассмотреть возможность изменения времени парковки на сторонах улицы с «чётные/нечётные» на «до обеда/после обеда»: пропускная способность увеличится.
Проступают и предложения по конкретным маршрутам. Так, маршрутку №30 предложили запустить через вокзал Рязань-2. Это улучшило бы связь Приокского, окраины Московского района с вокзалом, с поликлиникой №2. Много просьб было пустить тот же №30 по улице Ленинского Комсомола.
Против «озаборивания», пробок и платных дорог
Не всем рязанцам нравятся установленные заборчики вдоль проезжей части улиц - ими, напомним, например, загородили бывшие пешеходные переходы. Эти заборы называют «могильными оградками» и жалуются на их травмоопасность при ДТП.
Рязанцы много писали о пробках. Сошлись на том, что расширение автомобильных дорог не решало проблему затруднённого движения. Нужно создавать альтернативные дороги, увеличивать вариативность маршрутов, сделать общественный транспорт просторнее.
Пробку со стороны НИТИ до Ледового дворца предлагают ликвидировать через создание третьей полосы по направлению к Дашково-Песочне, а также восстановить бесплатные проезды через железную дорогу (подъезды к дороге есть, только блоки бетонные стоят да настил разобран).
Также просят сделать проезд Яблочкова бессветофорным и с развязкой на Циолковского. Нужен полноценный дублёр этой дороги как раз к новому микрорайону на 25 тысяч жителей в районе «Зельгросса» (туда сейчас ведёт всего одна дорога).
Предлагают горожане и пересмотреть схему оплаты проезда: организовать систему по направлению, как это сделано, например, в Москве: единый тариф от точки А в сторону Б на определённое время (например, на час) вне зависимости от того, сколько нужно сделать пересадок.
В дальнейшем это позволит производить замену и оптимизацию маршрутов, не создавая дискомфорта для жителей города, поскольку стоимость проезда в результате такой замены для них не поменяется.
В итоге: кто-то в целом авторов книги «100 советов мэру» поддерживает, кто-то подвергает их экспертность сомнению, считая теоретиками-фантастами. Но промежуточный результат «выхлопа» от издания неплох, ведь видно, что и власть, и люди говорят о своём городе, и они едины во мнении: все хотят сделать Рязань лучше, красивее, удобнее.
Ирина Орлова