Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

«Это будет коллапс». Реформа техосмотра терпит крах?

Порядка 50% операторов техосмотра не смогли подтвердить Российскому союзу автостраховщиков (РСА) свою готовность продолжать работу с учетом вступления в силу новых требований закона о техосмотре, вступающих в силу с 1 марта этого года.
«Это будет коллапс». Реформа техосмотра терпит крах?
Фото: Konkurent.ruKonkurent.ru
Такая готовность выявлялась РСА через анкетирование включенных в реестр операторов техосмотра по всей стране, в том числе в Приморье. «Поскольку половина игроков вообще не откликнулись РСА, мы разослали обращения ко всем губернаторам с просьбой проверить обеспеченность пунктами ТО на территориях. В конечном итоге по закону о техосмотре в РФ за обеспечение возможности прохождения ТО в регионах отвечают местные власти. РСА отвечает за аккредитацию операторов ТО и соответствие пунктов установленным законом требованиям», – заявил заместитель исполнительного директора РСА .
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) сообщил «Интерфаксу», что «РСА обеспокоен складывающейся ситуацией, предвидит затруднения для водителей с прохождением ТО при нехватке операторов, отвечающих новым требованиям закона».
Ситуация уже обсуждалась в . Автостраховщики предложили поддержать их инициативу о полной отвязке диагностических карт от полисов «автогражданки» при оформлении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабилизации своего сегмента. «Регулятор разделяет нашу озабоченность с подготовкой ко вступлению в силу закона, но пока конкретных решений не принималось», – сказал Юргенс.
Разделение обязанностей водителя приобрести полис ОСАГО и пройти ТО автомобиля своевременно потребует законодательных изменений, обратил внимание Ефремов. А это в свою очередь потребует времени. «Альтернативой может служить введение моратория от шести месяцев до года на продажу полисов ОСАГО в обязательной связке с данными о прохождении ТО. Аналогичный мораторий вводился в 2020 г., но по другой причине – из-за ограничений в работе пунктов ТО и на передвижение автомобилистов в период пандемии», – сказал он.
Всего в реестре операторов техосмотра РСА – около 5 тыс. Для страховщиков ОСАГО недостаточность пунктов ТО, возникновение очередей у операторов гипотетически может означать дестабилизацию в сегменте «автогражданки», вынужденные перебои c заключением договоров ОСАГО, появление очередей автовладельцев за полисами. Сами водители окажутся под риском запрета выезда на дороги без действующих полисов ОСАГО, обновленных диагностических карт не по своей вине, а из-за нехватки действующих пунктов для прохождения ТО, ограниченности их пропускной способности, из-за очередей.
Согласно новым требованиям закона о техосмотре, РСА не только проводит аккредитацию операторов ТО, но должен в течение года после вступления закона в силу по всей стране осуществить выездные проверки действующих пунктов ТО, чтобы убедиться в исполнении операторами новых требований закона. «К проведению проверок всех аккредитованных операторов в установленные сроки мы готовы», – заявил Ефремов агентству.
Новые правила техосмотра были приняты в мае 2019 г. и должны были вступить в силу летом 2020 г. Однако из-за коронавируса сроки сдвинулись на 1 марта 2021 г.
Закон предусматривает введение обязательной фотофиксации транспортного средства, в отношении которого проводится диагностика, процедура призвана исключить возможность оформления поддельных диагностических карт. Также, чтобы избежать подделок, диагностические карты будут оформлять в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью.
Закон направлен на противодействие «практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры техосмотра». Практика покупки техосмотра, напомним, имеет богатую историю. До 2012 г. автомобилисты получали талоны ТО за взятки сотрудниИБДД. Для искоренения коррупции решендева (тогда – президента РФ) контроль за ТО был передан страховщикам, талон заменили диагностической картой. Но их также стали продавать вместе с полисами ОСАГО, причем по цене существенно меньшей, чем талоны. 80% автовладельцев, по оценкам экспертов, техосмотр не проходят.
Недавно была опубликована новая редакция закона «О техосмотре». Согласно документу, если владелец автомобиля не проходил техосмотр, то диагностическая карта будет аннулирована. Это коснется тех машин, которые зарегистрируют в России с 1 марта текущего года.
Отметка об аннулировании карты будет вноситься в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИС ТО). В свою очередь операторам, которые выдали карту без реального технического осмотра транспортного средства, грозит ответственность по статье КоАП «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств». Это штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб.