Войти в почту

Переход Hyundai к онлайн-продажам переформатирует авторынок

Дилерские центры марки Hyundai могут прекратить работу из-за развития онлайн-продаж автомобилей в РФ, рассказал ФБА «Экономика сегодня» независимый автоэксперт, журналист Сергей Асланян.

Переход Hyundai к онлайн-продажам переформатирует авторынок
© ФБА "Экономика сегодня"

Представители автосалонов Hyundai заявили о необходимости разобраться с ситуацией, связанной с онлайн-продажами машин на территории России.

Время дилеров проходит

«Сохранение дилерских центров – вопрос государственного уровня, который необходимо рассматривать в аспектах взаимодействия как с производителями, так и с госструктурами. Прямые продажи позволяют непосредственно общаться с клиентом, помогая ему определиться с выбором», – пояснил предприниматель, общественный и политический деятель, создатель и руководитель компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.

В «Хендэ мотор СНГ» отметили, что около половины своих авто они планируют продавать через онлайн-сервис уже к 2025 году. Платформа напрямую работает с покупателем, исключая взаимодействие с продавцом. Таким образом концерн оставит за своими представителями только передачу авто владельцу, предлагая довольствоваться фиксированной комиссией с продажи машины.

«В год Hyundai продает около 400 тысяч машин, большую часть из которых теперь реализуют напрямую. Обращаясь за покупкой в дилерский центр, российский потребитель получал массу навязанных услуг. С развитием онлайн-продаж, покупатели смогут забыть про эти нюансы», – констатирует независимый автоэксперт Сергей Асланян.

Новый формат продаж оставляет дилеров за бортом. Представители уверены, что прямая торговля лишит их заработка, и грозят обратиться в ФАС. Директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев рассказал, что в современную онлайн-платформу внедрены все нужные услуги: от приобретения страховок до получения автокредита. Покупатель сможет прийти в салон единожды – получить свое авто. Калицев отметил снижение потребности в дилерах, которое с каждым годом становится более очевидным – с 2014 года их число в России сократилось на четверть, с четырех до трех тысяч.

«Представители Hyundai всегда очень требовательно относились к своим дилерам, оказывая на них финансовое давление. Чтобы открыть центр, предпринимателю было необходимо выполнить множество непонятных условий, зачастую прибегая к кредитам. Те, кто с таким большим трудом пришли на рынок, сейчас закроются. Это – обратная сторона комфорту, который получает потребителей с расширением возможностей онлайн-покупок», – резюмирует Сергей Асланян.

Российские дилеры бренда Hyundai обратились в ассоциацию РОАД, указав на необходимость пересмотреть решение, так как реализация виртуальной платформы по продаже машин принималась без учета мнения представителей российского концерна.

«Сложившая ситуация изменит всю модель автобизнеса. Большие объемы нерегулируемых прямых продаж приведут к возникновение избыточной мощности существующей дилерской сети. Как минимум половина шоу-румов опустеет, соответственно, сотрудники потеряют рабочие места. Сегодня в отрасли задействовано более 300 тыс. человек.

В решении вопроса нужно учесть три стороны: дилерское сообщество, производителей и госорганы. РОАД будет вести переговоры со всеми участниками, чтобы ситуация рассматривалась с крайне серьезным подходом», – пояснил Вячеслав Зубарев.

Дилеры рассчитывают на пересмотр законодательства таким образом, чтобы ограничить прямые продажи автомобилей дистрибьютором. В противном случае, многие ДЦ марки Hyundai прекратят работу.

«Автобизнес – капиталоемкая отрасль и, как следствие, сильно закредитована. Объем задолженностей владельцев дилерских центров, по экспертным оценкам, достигает сотен миллиардов. При таком развитии событий банки получат большую брешь в своем бюджете.

В России существует множество, когда невозвращенные кредиты банкам приводят к серьезным потерям денег вкладчиков, что оказывает негативное влияние на экономику страны. Прямые продажи – естественный процесс эволюции автобизнеса, однако это направление необходимо урегулировать», – рассказал создатель и руководитель компании «ТрансТехСервис».

Потребители будут в плюсе

«В большинстве стран дилерские центры представляют собой небольшое помещение с минимальным количеством сотрудников, такую модель ведения бизнеса планируют ввести и в России. С одной стороны, это позволяет сэкономить на постройке зданий и содержании персонала, а с другой – выгоняет компании с рынка», – заключил независимый автоэксперт Сергей Асланян.

Асланян считает, что со временем техническое обслуживание в дилерских центрах могут упразднить. Автовладелец сможет проверить машину в любом СТО, имеющим сертификат по ремонту. Для покупателей это станет существенным преимуществом, чего нельзя сказать о продавцах.

«Для российских представителей Hyundai сложившая ситуация – критична, однако она полностью соответствует последним мировым трендам. Есть вероятность, что и другие производители подойдут по аналогичному пути», – считает Сергей Асланян.

В период пандемии некоторые концерны опробовали новый формат удаленного взаимодействия с покупателями, помогающий дилерам заработать. В данный период действует подписка на авто от Hyundai, Kia и Volvo. Условия и расценки разнятся с привычной моделью торговли, но всем процессом управляют дилеры — именно они выдают авто напрокат и собирают деньги с подписок. Аланян полагает, что многие продавцы смогут продолжить работу именно в таком направлении.

Независимый эксперт отметил существенный недостаток у сервиса онлайн-продажи автомобилей. По его мнению, покупатель сможет оценить удобство машины только после приобретения, однако это сэкономит время и средства. Сергей Асланян полагает, что дилерские центры скоро потеряют свою значимость, вынудив предпринимателей сменить основное направление деятельности.