Авторынок ждет новый дефицит: производителям автоэлектроники не хватает чипов, складские запасы подходят к концу
В прошлом году одним из первых последствий пандемии коронавируса в России стала нехватка отдельных комплектующих для производства автомобилей из-за закрытых фабрик в Китае. Только к концу года дефицит автомобилей удалось преодолеть, но скоро рынок ждет новая проблема – и на этот раз она снова связана с пандемией. Речь идет об общемировом дефиците чипов, которые необходимы при производстве автомобильной электроники. Как сообщил глава профильного комитета Ассоциации европейского бизнеса Алексей Беляев, российские производители автоэлектроники испытывают трудности с производством блоков ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, приборных панелей, контроллеров двигателей, и другой электроники. Они не могут закупить нужный объем чипов – и проблема на этот раз глобальная. В период пандемии автопроизводители сократили объем заказов электроники, а ее производители отменили заказы на чипы. Потом, когда производство возобновилось, рынок столкнулся с дефицитом чипов. Дело в том, что цикл производства чипа – очень длительный. Сначала производитель выращивает кремниевые кристаллы – процесс построен так, что их проще выращивать крупными партиями, и отправлять излишки на склад. Поэтому новый цикл может начинаться раз в полгода-год, а между запусками используются уже произведенные кристаллы. Потом кристаллы отправляют на корпусирование. Но сейчас склады пустые – производители чипов жалуются, что кристаллов нет. Соответственно, отрасль не готова к резкому восстановлению утраченных объемов производства – на это потребуется достаточно много времени. Проблема затронула буквально всех производителей в мире, в том числе и в России. По предварительным оценкам, автопроизводители по всему миру из-за дефицита чипов приняли решение сократить объем производства примерно на 1 миллион единиц за первый квартал – а это уже 5% от мирового выпуска. Российские производители пока еще не сокращали производство – хотя, например, без модуля ЭРА-ГЛОНАСС автомобили в России продавать запрещено. Пока производители автоэлектроники используют то, что осталось на складах, и работают по фактическому наличию комплектующих. Мировые автопроизводители пытаются перераспределять остатки электроники между производствами самых востребованных моделей. Пока основной производитель чипов для автоэлектроники – тайваньская компания TSMC, на нее приходится 70% рынка автомобильных чипов. Но для самой компании автосегмент составляет лишь 3% – а это означает, что в сложной ситуации в приоритете у производителя будут другие сегменты рынка. Заменить же поставщика на другого очень сложно. Например, в случае с ЭРА-ГЛОНАСС на сертификацию терминала уходит по 4-5 месяцев, а без этого автомобиль не получит одобрение типа транспортного средства и не сможет продаваться.