Тысяча процентов годовых: как автовладельцы становятся должниками автоюристов
Как же удобно, когда после ДТП кто-то другой, например автоюрист, может взять на себя хлопоты по урегулированию страхового случая. Но так ли безопасен этот путь, чтобы на него вступать?
В октябре 2019 года крымчанин Виктор (имя изменено по просьбе автовладельца) попал в Симферополе в ДТП. На помощь пришли автоюристы. Виктор заключил договор с юридической компанией, которая взяла на себя обязанность защищать права автомобилиста на получение им реального возмещения за пострадавшее авто. «Мне сказали, что их услуги будут стоить 10 тысяч рублей, — говорит Виктор. — Сумма посильная, и я согласился». Эта же сумма значилась и в договоре. Правда, к нему прилагалось дополнительное соглашение, и самое интересное оказалось в нем.
Там был прописан запрет на отзыв доверенности автовладельцем и расторжение основного договора без уведомления автоюристов. В случае разрыва договора по инициативе заказчика или отзыва его доверенности на имя юридической компании «заказчик обязуется возвратить исполнителю ранее переданные денежные средства в счет оплаты предоставленных исполнителем услуг». Причем сделать это в семидневный срок. В противном случае за каждый день просрочки он будет выплачивать 3% неустойки от основной суммы долга. Это более 1 000% годовых.
Пеняйте на себя
Сначала события развивались предсказуемо. После подписания договора с юридической компанией технический эксперт провел первичный осмотр повреждений автомобиля и оценил ущерб в 226 тыс. рублей. При вторичном осмотре сумма увеличилась, потому что выявили скрытые повреждения машины. «Оценщик от страховой компании, который присутствовал на осмотре, назвал мне сумму в 330 тысяч рублей, а юристы — 300 тысяч, — рассказывает Виктор. — На эти 300 тысяч рублей пришлось подписать с ними второе допсоглашение».
30 тыс. рублей сразу «потерялись» в пользу автоюристов. Но бизнес автоюристов строится не на копеечных гонорарах от автовладельца, а на штрафах и пенях, которые они рассчитывают получить от страховой компании за несвоевременно выплаченное возмещение. В нашем случае юридическая компания подала досудебную претензию страховщику только в начале декабря 2019 года, то есть почти спустя два месяца после ДТП. 16 декабря страховщик перечислил деньги на ее счет, а она через несколько дней отправила оговоренные 300 тыс. рублей автомобилисту. Следующий шаг автоюристов — стребовать со страховой компании пеню за просрочку платежа. В марте 2020 года автоюристы направили досудебную претензию страховщику, то есть еще спустя несколько месяцев. Месяц страховщик изучал ее и ответил, что готов выплатить пеню, которая накопилась уже в размере 164 тыс. рублей, или почти половину от страховой выплаты. И перечислил ее на счет юридической компании.
Виктор полагал, что эти деньги тоже принадлежат ему. Но не тут-то было. «На мой резонный вопрос, когда будет перечислена сумма пени, в юридической фирме сделали круглые глаза и заявили, что это их доход, — продолжает он. — Я почувствовал себя обманутым, отозвал доверенность, не уведомив юридическую компанию. И в этом была моя ошибка».
О том, что доверенность Виктор отозвал, стало известно и страховщику. И он в начале июня 2020 года уже сам обратился с досудебной претензией к юридической компании, потребовав вернуть выплаченные ей 164 тыс. рублей, как необоснованное обогащение. Автоюристы деньги страховщику вернули, но прощать потерю Виктору не собирались — именно для такого случая в допсоглашении был прописан запрет на расторжение договора по его инициативе и отзыв доверенности без уведомления второй стороны. «Я получил судебный иск на эти 164 тысячи рублей от юридической фирмы, которая считает, что деньги принадлежат ей. Но это же мошенничество в чистом виде!» — негодует автовладелец.
Между тем время шло, и, как было записано в первом допсоглашении, на долг Виктора перед автоюристами «капала» пеня в размере 3% от суммы за каждый день просрочки платежа. На конец июля прошлого года Виктор оказался должен им уже не только 164 тыс. рублей долга, но и 394 тыс. рублей неустойки. Автоюристы проявили щедрость и в своем исковом заявлении в суд попросили взыскать с Виктора неустойку в размере 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки, то есть 128 тыс. рублей. Пока судебное решение еще не вынесено, но Виктор уже понимает, что, скорее всего, суд проиграет, потому что сам нарушил договор, который подписал. «Ну мне остается только продать машину, оставив семью с двумя детьми без транспортного средства», — заключает он.
Недоказуемое мошенничество
Адвокат московской юридической группы «Гречкин и партнеры» Яна Любимова считает, что юридическая компания злоупотребляет правом и навязывает потребителю заведомо невыгодные условия договора. «В качестве защитной стратегии автовладельцу необходимо подать в суд встречный иск о признании недействительными условий договора об оказании услуг, заключенного между ним и юридической компанией, а также о расторжении такого договора, — поясняет она. — Формально действия юридической компании подпадают под состав мошенничества, но, к сожалению, доказать состав преступления очень сложно: клиент сам подписал договор, тем самым согласившись с его условиями».
Существует несколько схем взаимодействия автоюристов со страховщиками и страхователями. Например, предложение автовладельцу, транспортному средству которого причинен вред в ДТП, подписать доверенность на представление интересов водителя в суде и в страховой компании. Еще одна распространенная схема — когда юрист выкупает у водителя право требования страхового возмещения по ОСАГО. «Делается это с одной целью — добиться получения от страховой компании суммы ущерба в большем размере, чем она есть на самом деле, — говорит Любимова. — Размер полученной суммы завышается за счет подлежащих взысканию пеней и штрафов, при этом большая часть взысканной суммы попадает непосредственно автоюристу. Поэтому таким недобросовестным исполнителям выгодно при взыскании ущерба иметь дело с судом, а не со страховой компанией».
Проще заплатить
«Обращаясь к автоюристу, автовладелец сам дает возможность заработать на нем, — считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. — Для автоюриста это бизнес, поэтому заработать на автовладельце можно, в том числе и забрав часть причитающейся ему страховой выплаты. На практике получается, что автовладелец получает компенсацию заметно меньшую, нежели выплатил бы страховщик, а также оказывается должным заплатить налоги со штрафов и пеней, которые такой автоюрист взыщет со страховщика в свою пользу, используя недобросовестные практики ведения дел в суде».
По его словам, автовладельцам сейчас нет смысла привлекать на помощь автоюристов по нескольким причинам. Во первых, проблемы с выплатой маловероятны: по данным Банка России, за 2020 год страховщики отказывали в выплатах менее чем в 3% случаев, в основном из-за недостоверных данных в полисе виновника ДТП. Во-вторых, если проблемы все же случаются, например автовладелец не согласен с размером страховой выплаты, то страховщик обязан организовать проведение независимой экспертизы в течение пяти рабочих дней после поступления заявления от пострадавшего. В противном случае пострадавший может самостоятельно организовать экспертизу, и страховщик обязан согласиться с ее результатами. И в-третьих, разрешить конфликт несложно самостоятельно, обратившись с претензией в страховую компанию и к финомбудсмену.
«Но страховые компании заинтересованы провести выплату по ОСАГО пострадавшему своевременно и в полном объеме, чтобы избежать дальнейших разбирательств в институте финуполномоченного и суде», — добавляет Ефремов.
Кроме того, процесс урегулирования убытков по ОСАГО максимально упрощен благодаря мобильному приложению «ДТП. Европротокол». Оно позволяет подать документы на урегулирование в электронном виде: с помощью приложения можно произвести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, зафиксировать координаты места и время аварии на основе использования сигналов глобальных спутниковых навигационных систем или станций сотовой связи и передать полученные фотоизображения с дополнительной информацией о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Из нее информацию получит страховая компания и рассмотрит заявление потерпевшего о страховом возмещении. Кроме того, РСА разработал программный модуль, который в ближайшем будущем позволит интегрировать с «ДТП. Европротоколом» мобильные приложения страховых компаний, что еще больше упростит и ускорит процесс оформления страхового случая.
Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru