Войти в почту

День рождения «Эмки»: 85 лет назад была выпущена первая модель ГАЗ М-1

День рождения «Эмки». 85 лет назад в Нижнем Новгороде начался выпуск автомобилей модели ГАЗ М-1. Всего с конвейера сошло более 60 тысяч этих машин. Чем запомнилась эта модель, рассказывает корреспондент «МИР 24» Сергей Поляков.

День рождения «Эмки»: 85 лет назад была выпущена первая модель ГАЗ М-1
© Мир24

Первый серийный автомобиль конвейерной сборки, первый отечественный седан, первый советский гоночный. У этой машины немало рекордов и титулов. ГАЗ М-1 был символом эпохи, автомобильным хитом 30-х годов прошлого века.

«Он был просто блестящий, в тренде, как бы сказали сегодня. Сиял лаком, хромом. Большие фары, они как бы лицо делали автомобилю, у него были красивые покатые крылья и главное – облицовка радиатора», – отметила директор музея Горьковского автозавода Наталья Колесникова.

Первые опытные образцы на Горьковском заводе выпустили в 1934-м. Повезли в Кремль на презентацию. Говорят, тогда Иосиф Сталин сказал: «Дай бог каждому такую машину!» И действительно, «Эмка» была прорывом в отечественном автомобилестроении. По надежности и комфорту оставив позади западные аналоги.

Суконная обивка, противосолнечные козырьки, прикуриватель, а главное цельнометаллическая закрытая крыша. В такой машине уже не намокнешь под дождем и снегом. «Эмка» восхищала и водителей, и пассажиров, да так, что, говорят, с появлением автомобиля ГАЗ М-1 с улиц пропали его предшественники – «фаэтоны».

ГАЗ М-1 выпускали по лицензии американской компании «Форд». Но прежде чем отправить автомобиль на конвейер, советские инженеры адаптировали машину к отечественным реалиям. Усиленная подвеска и рама, новое шасси, надежный и всеядный мотор, первые штампованные диски вместо спиц – доработок было так много, что получился практически новый автомобиль.

«По сути это была больше чем наполовину отечественная разработка, в основе которой был американский «Форд». В условиях советского бездорожья американская машина не в полной мере соответствовала отечественным требованиям», – рассказал сотрудник музея Отечественной военной истории Константин Подгорнов.

«Эмку» выпускали невиданными ранее темпами – около 60 тысяч машин за восемь лет. Тем не менее, для рядовых граждан «Эмка» была недостижимой мечтой. Это был автомобиль партийного аппарата среднего звена, на нем ездили ответственные работники заводов и фабрик. «Эмку» использовали в такси. Еще за машиной закрепилось имя «черный воронок». Во времена массовых чисток на автомобиле М-1 разъезжали сотрудники НКВД.

ГАЗ М-1 сегодня один из самых дорогих раритетных автомобилей. На улицах его не встретишь. Прикоснуться к истории отечественного автомобилестроения можно лишь в музеях и в частных коллекциях.