Войти в почту

Технологии Big Data сделают прозрачными затраты на строительство дорог

В течение трех лет Росавтодор окупит вложение 390 млн рублей в автоматическую систему Big Data, которая поможет формировать цены для госзакупок в сфере дорожного строительства. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент союза «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» Александр Малов.

Технологии Big Data сделают прозрачными затраты на строительство дорог
© ФБА "Экономика сегодня"

С помощью цифровых технологий Росавтодор планирует регламентировать цены на сметы и решить актуальные проблемы при заключении госконтрактов на строительство и обслуживание дорог. Реализовать проект в полном объеме ожидают к 2023 году. 

Big Data усилит конкуренцию в дорожной сфере

Сейчас стоимость различных дорожных работ по госконтракту фактически не регламентируется, так как не ведется системный анализ выполненных проектов. Участники тендеров могут вызваться исполнить контракт теоретически за любую цену, что негативно влияет на конкуренцию и может повлечь коррупционные явления.

«В дорожном строительстве и хозяйстве мы наблюдаем злокачественно низкую конкуренцию, - отмечает Малов, - Часто сталкиваемся с ситуацией, когда в тендере участвует чуть ли ни единственная компания, предложившая фактически нулевую цену на строительство объекта. Можно только представить из каких материалов и с помощью кого будет выполнять подобная компания свою работу. Далее такой подрядчик обычно концентрируется на тендерах по ремонту плохой дороги, которую он сам и построил», - рассуждает президент АСПОР.

Помимо умышленного занижения цен, начальные цены на контракты могут специально завышать, чтобы оставить в игре нужного подрядчика и скрыть часть средств от бюджета. Подобные приемы не способствуют здоровому развитию системы госзакупок и повышению качества услуг.

На низкий уровень конкуренции в тендерах Росавтодора систематически обращает внимание и Счетная палата. Кроме того, ведомство не устраивает ценообразование на различные виды работ по обслуживанию дорог в зависимости от региона: в 2019 году обслуживание 1 км региональных трасс обходилось в среднем в 288 тыс. рублей, а вот 1 км дорог федерального значения требовал 2,2 млн рублей. Каким образом устанавливались цены на данные работы в конкурсной документации не объяснялось.

В первую очередь перед Росавтодором стоит задача по расчету адекватной стоимости госконтрактов на обслуживание дорог с учетом не только региональной специфики, но и иных факторов. Агентство предлагает решить указанные проблемы с помощью цифровой трансформации отрасли и в данный момент находится в поисках подрядчика.

Технология анализа массивных данных Big Data, предложенная ведомством, призвана учитывать множество факторов для определения адекватной стоимости контракта, а также определить оптимальные цены для различных работ, учитывая периоды в будущем.

«Нужно учитывать и материал, который используется при строительстве. Допустим, асфальт служит от 5 до 10 лет, а цементно-бетонная дорога более 25 лет, что существенно снижает расходы на ее обслуживание», - приводит пример эксперт.

Ожидается, что при расчете стоимости контрактов система будет оперировать не минимальными, а оптимальными ценами на различные услуги. Ведомству предстоит большая работа по определению границ оптимальных цен, а также по выявлению различных несоответствий в заявках на тендеры.

В дальнейшем планируется привязать новую цифровую систему Росавтодора к сайту госзакупок и Ростендеру 

В госзакупки нужно ввести страховщиков

Помимо разработки и внедрения цифровой аналитической механики для норм и смет требуется более взыскательно подбирать подрядчика. И организаторы, и участники тендеров все больше укрепляются во мнении о том, что торги следует сделать двухэтапными.

«Нужно подходить индивидуально к каждому подрядному проекту, - развивает мысль Александр Малов. - На первом этапе торгов должны определяться компании, которые в принципе могут работать по тендеру: с соответствующей производственной базой, техникой, опытом работы, квалифицированным персоналом. Организации с двумя авторучками и листом бумаги в собственности, не могут допускаться к таким конкурсам. На втором этапе следует рассмотреть условия работы, предложение участника торгов по реализации условий тендера».

Проблему с госзакупками также способен решить третий участник, которым может стать страхователь, считает эксперт. К конкурсу правильно допускать непосредственно заказчика, подрядчика и страховую компанию. «Страховщик никогда не возьмет на себя ответственность, если увидит в предложении заказчика заниженные цены, а в предложении подрядчика падение более чем на 10%», - считает президент АСПОР.

Падение на больший процент при проведении торгов провоцирует расчеты в конвертах и лишает бюджет налоговой составляющей, что во многом дискредитирует саму идею государственных торгов, этот вопрос также надо учесть при разработке системы.