Реально ли во Владивостоке решить проблему запаркованности дворов?
Руководители краевого МЧС обратились к начальнику управления содержания жилищного фонда мэрии дальневосточной столицы и прокурору Владивостока с целью организации работы по освобождению придомовых территорий от автомобилей. Был составлен список из 92 наиболее запаркованных дворов. В черном списке как планировки советских времен, так и новострои.
Хаотичные парковки частного автотранспорта во дворах многоквартирных домов — уже не первый год острая проблема для Владивостока. Как «импровизированные стоянки» автомобилисты нередко используют части зеленой зоны на придомовых территориях, тротуары, а вдоль внутридворовых дорог машины часто припаркованы сплошной вереницей, причем бывает, что и по обе стороны. И если легковой автомобиль еще может более или менее свободно двигаться в таких условиях, то водителям спецтранспорта приходится проявлять находчивость, настойчивость и эмоциональную выдержку. Есть ли выход из ситуации?
Андрей Артамонов, коммерческий директор группы компаний «DNS Девелопмент»: «Проблема парковок — острый и болезненный вопрос для Владивостока. Все мы знаем статистику, с которой ассоциируется наш город, — по 1–2 автомобиля на семью. При этом, на мой взгляд, по-настоящему решить проблему можно только комплексно: не только вводить новые нормативы по количеству машино-мест для застройщиков, но и организовать качественную работу общественного транспорта, создать цивилизованные парковки в городе, качественно ремонтировать дороги, да и попросту обустроить тротуары и пешеходные зоны.
Помимо этого, необходима и поддержка комплексного жилищного строительства на государственном уровне. Не только на словах, но и на деле: формировать земельные участки в муниципалитетах, где можно возвести не один дом-свечку, а целый микрорайон, обеспечивать эти участки инженерной инфраструктурой. Тогда и застройщики будут заинтересованы в том, чтобы развивать территорию: проектировать достаточное количество парковочных мест, детских площадок, позаботиться о социальной инфраструктуре для будущих новоселов.
Мы в «DNS Девелопмент» придерживаемся комплексного подхода в строительстве. К примеру, в пригороде Владивостока, в поселке Зима Южная Надеждинского района, мы возводим жилой микрорайон «Формат». Сейчас завершаем строительство первых четырех домов, всего их будет 15. Еще на этапе разработки концепции мы предусмотрели свыше одного парковочного места на квартиру.
Парковка расположена по периметру домов, а внутри — закрытая от посторонних, безопасная территория с детскими и спортивными площадками, лавочками, клумбами. Будут еще парковочные места рядом со строящимся торговым центром, будет и платная многоуровневая парковка. Мест хватит всем. Что касается безопасности, то автомобили оперативных служб смогут беспрепятственно проехать внутрь двора, для них предусмотрены специальные широкие проезды. В дальнейшем при реализации будущих проектов мы будем стремиться выдерживать этот подход».
Сергей Федоренко, председатель совета СРО «Альянс строителей Приморья»: «Проблема парковок актуальна для всех городов мира, и города пробуют разные варианты. Наиболее успешен в этом поиске Нью-Йорк, который перепробовал все виды решений (метро, восьмиполосные дороги, перехватывающие парковки, запрет на въезд, штрафы и т. д.), но это не сработало. Выходом стала концепция, когда горожане не нуждаются в личном автотранспорте. Практически в любое место (школа, магазин, больница, кафе и прочее) они могут попасть или пешком, или проехав несколько остановок на общественном транспорте.
Поэтому для Владивостока путь ужесточения норм или других запретов и ограничений никуда не приведет. Считаю, что Владивостоку поможет развитие густой сети удобного общественного транспорта и более компактная застройка части города, ограниченной 7–10 километрами от административного центра».
Андрей Борняков, советник заместителя председателя правительства Приморского края, главный архитектор ООО «Град М», член Приморского краевого отделения общественной организации «Союз архитекторов России»: «Для купирования проблемы парковок, а также заторов на дорогах в центре Владивостока необходимо разрабатывать и внедрять комплекс мероприятий: перехватывающие парковки (за центральной частью), хорошо отлаженную работу общественного транспорта, систему платных паркоматов в центральной части города (эта модель успешно работает в городе).
Что касается придомовых территорий: в силу особенностей рельефа города практически в каждом дворе есть откосы, которые можно эффективно использовать под строительство многоуровневых парковок. Одновременно с этим необходимо на законодательном уровне запретить населению ставить автомобили в зоне пожарных проездов и на газонах придомовых территорий. Вплоть до эвакуации машин и введения жесткой штрафной системы.
Но, прежде чем вводить такие меры, надо предоставить платные цивилизованные паркинги. А еще хочется обратить внимание на пешеходные тротуары, которые в нашем городе неожиданно сужаются или вообще заканчиваются. Поэтому надо развивать не только улично-дорожную сеть, но и всерьез задуматься над пешеходной безбарьерной сетью».
Олег Пикалов, директор компании «Стройзаказ»: «При проектировании жилых высотных домов в рамках требований законодательства застройщик обеспечивает круговой шести- или восьмиметровый (с каждой стороны) пожарный проезд. В том, что люди ставят там автомобили, девелопер не виноват.
Считаю, у пожарных должно быть специализированное оборудование, обеспечивающее техническую возможность удалять все препятствия на пути следования пожарной машины. При необходимости спасателям должно быть дано разрешение сгребать все мешающие проезду автомобили. Других вариантов просто не может быть.
Из-за безответственности автовладельцев гибнут люди. В случае возникновения подобных форс-мажорных ситуаций сотрудники пожарной службы должны быть защищены законодательством и иметь возможность в случае необходимости действовать решительно. В следующий раз хозяин авто хорошенько подумает, прежде чем ставить транспортное средство под окнами, ведь ремонт помятой машины обойдется несравнимо дороже, чем оплата платной парковки».
Владимир Прокуров, директор ООО «Аргус Арт»: «Многие дома во Владивостоке были построены еще в советские времена, когда число автомобилей было минимальным. Можно ли создать некую перепроектировку города с грамотным обустройством проездных, тротуарных, пешеходных и парковочных зон? Я наряду с коллегами уверен: при грамотном профессиональном подходе этот вопрос решаем. Парадокс заключается в том, что у нас в управлении архитектуры практически нет архитекторов. Те или иные решения об архитектурном облике города принимают почему-то общественность и чиновники, а не профессиональное сообщество.
Например, давно возникла необходимость в строительстве открытых многоэтажных парковок. Однако очень жесткие санитарные требования делают эту работу практически невыполнимой. Согласно нормам, открытая парковка может размещаться на расстоянии не менее 15 метров от ближайших окон домов. Я считаю, что необходимо прорабатывать адекватные местные нормативы с учетом уникального рельефа города Владивостока, который расположен на сопках. Например, почему запрещено на эксплуатируемых кровлях парковок устраивать озеленение? Мне непонятно, по каким причинам наша архитектура не принимает это в качестве «озеленения». И проблем такого характера достаточно много.
В городе полным ходом реализуется программа «1000 дворов», но комплексного подхода и здесь нет. Так, на территории микрорайона Вторая Речка расстояние между домами незначительное — всего 35–40 метров. Дворы заросли высоченными деревьями, высаженными в 60-х годах и на сегодняшний день не несущими функциональной нагрузки. Нужно решать, что с ними делать: такое «устаревшее озеленение» не решает проблему очистки воздуха, эти деревья создают ненужную людям тень и по сути просто занимают место.
Что касается парковок: взять ту же улицу Бородинскую. Вполне можно было бы ее расширить в сторону теплотрассы, построить нормальную автостоянку и тем самым разгрузить близлежащие дворы от машин.
В центре Владивостока нехватка цивилизованных парковок приводит к заторам на дорогах. Те, которые расположены вблизи отеля «Азимут», торговых центров и крупных супермаркетов, не справляются с потоком автомобилей, мест на всех не хватает. По поводу распространенного мнения — не пускать машины в центр — также существует масса вопросов. Например, мне необходимо появиться в правительстве края через полчаса. Конечно, я смогу уложиться по времени, но только если приеду на автомобиле, который поставлю около того же «Азимута», заплатив условные 100 рублей, и спущусь к «белому дому» пешком. А как мне поступить, если введут запрет на въезд?»
Евгений Павликов, директор Eskadra Management: «Зачастую задача припарковать машину около дома превращается в настоящий квест. Тут и ссоры с соседями из-за свободного места, и мелкие ДТП, и претензии из-за парковки под окнами, на газоне или на детской площадке. Вместе с тем проблема с парковкой машины возле дома существует повсеместно в разных странах мира.
Одно из главных решений — платные парковки. Личный автомобиль — это ответственность каждого автолюбителя, в том числе и финансовая. Необходимо менять менталитет и думать не только о своем комфорте, но и о безопасности других людей. 20% от площади участка, где размещается дом, обычно отведены для придомовой гостевой парковки. Она предназначена для временного пребывания автомобилей гостей жителей ЖК, такси, для остановки крупногабаритной и спецтехники. Но сами жители нередко запарковывают гостевые места и все подъездные пути, совсем забывая о том, что они для этого не предусмотрены, и что в случае возникновения чрезвычайной ситуации крайне сложно обеспечить проезд спецтехники.
Мы предлагаем решение — парковочное место на крытом паркинге. В каждом нашем жилом комплексе есть предложения для паркинга: как в виде отдельно стоящего, так и подземного. Например, одновременно со стройкой ЖК «Морион» на смежном земельном участке был реализован проект пятиуровневого паркинга, рассчитанного на 122 машино-места.
Многоуровневый крытый паркинг избавит от хаотичной стоянки автомобилей, а также повысит безопасность многоквартирного дома. Крытый паркинг — это также гарантия безопасности вашего авто. Вспомните, сколько машин пострадало после «ледяного дождя».
Под застройку с каждым годом места становится все меньше, поэтому единственный правильный выход — уходить под землю и строить паркинг там. Это не только увеличит пропускную способность дорог и дворов, но и сделает Владивосток более комфортным для горожан».