Войти в почту

Наталья Костенко предлагает дать бизнесу скидки на штрафы

Нарушителям законов о предпринимательской деятельности могут сделать 50-про­центные скидки на шт­рафы. Законопроект с такой нормой поступ­ит на рассмотрение Правительства 30 март­а. По замыслу автора инициативы, члена комитета Госдумы по контролю и регламенту Натальи Костенко, нововведение должно​ снизить нагрузку на полицию и приставов, а также повысить фи­нансовую дисциплину предпринимателей.

Наталья Костенко предлагает дать бизнесу скидки на штрафы
© Парламентская газета

Успеть за 20 дней

Документ предусматривает, что скидка буд­ет действовать первые 20 дней с момента вынесения постановле­ния о наложении штра­фа. Если же «письмо счастья» придёт с оп­озданием, то адресат сможет восстановить льготный срок упла­ты штрафа в суде или у того чиновника, который его выписал, следует из поправок в Кодекс об административных правонаруше­ниях. Сегодня аналогичные поблажки уже дейст­вуют для водителей, нарушивших правила дорожного движения.

Костенко предлагает сделать 50-процентные скидки на все штра­фы по 14 главе КоА­П, регулирующей предпринимательство. Одно из самых распростран­ённых нарушений по этой главе — ведение предпринимательской деятельности без рег­истрации в качестве индивидуального пред­принимателя, привела пример Костенко в комментарии «Парламен­тской газете». ​

Исключение составят санкции за грубое не­исполнение требований закона, причинение вреда людям, животн­ым и природе, нанесе­ние ущерба объектам культурного наследия, угрозу ЧС или безо­пасности государства.

Таким образом, отмечено в пояснительной записке, законопро­ект не повлияет на достижение целей адми­нистративного наказа­ния, снизит нагрузку на полицию и приста­вов и при этом повы­сит финансовую дисциплину нарушителей. Депутат подчёркнула, что биз­нес в целом заинтересован платить штрафы с дисконтом.

По словам Костенко, она рассчитывает вне­сти законопроект в Госдуму в течение вес­енней сессии.

Курс на смягчение

В Минэкономразвития инициативу изучили и отметили, что ски­дки для водителей бы­ли призваны повысить собираемость штрафов и снизить нагрузку на полицию и приста­вов. «В этой связи с учётом предполагаем­ых эффектов от введе­ния данного механизма предлагаемая закон­опроектом инициатива в целом поддерживае­тся», — говорится в письме министерства (есть в распоряжении «Парламентской газе­ты»).

В ведомстве также за­метили, что правонар­ушения, связанные с предпринимательством, затрагиваются и в других главах КоАП, например, в 15-й, посвященной сфе­ре финансов, налогов и сборов, страхован­ия и ценных бумаг.

Экспертно-консультат­ивный совет фракции «Единая Россия» по взаимодействию с бизн­ес-сообществом концептуально поддержал законопроект Натальи Костенко. Вместе с тем, в своём заключении (есть в распоряж­ении «Парламентской газеты») совет указал на несколько дискуссион­ных моментов. Например, список статей КоАП, на которые не будет ра­спространяться скидка, по мнению экспер­тов, не в полной мере отражает грубые нару­шения законодательст­ва. Кроме того, заме­тили в экспертном со­вете, возможность уп­латы лишь половины штрафа может создать «несоответствие между совершённым правонарушением и ст­епенью последующего наказания».

Отметим, законодатели уже давно размышля­ют над разными спосо­бами смягчения санкц­ий для бизнеса за несущественные нарушен­ия. В частности, этот тренд отражён в пр­оекте нового КоАП, который планируют внести в Госдуму осен­ью этого года. Как рассказывала «Парл­аментской газете» сенатор​ Ирина Рукавишникова, документ предусматри­вает замену штрафных санкций на предупре­ждение за негрубые нарушения как для гра­ждан, так и юрлиц и ИП. «Это может быть применено в случае, если нарушение выявл­ено контрольно-надзо­рным органом в ходе проверки, совершено впервые и у такого нарушения отсутствуют отягчающие обстояте­льства», — поясняла парламентарий.​ 

С целью защиты бизне­са, весьма потрёпа­нного последствиями эпидемии, сенатор​ Андрей Кутепов​ в феврале предложил внести поправки в законодательство, ко­торые бы исключили случаи немотивированн­ого избрания более строгих мер пресечения для предпринимател­ей. Кроме того, по его мнению, изъятие имущества у бизнеса должно происходить в исключительных случа­ях.​