Войти в почту

Остановки-убийцы. Новосибирцы каждый день рискуют жизнью, выходя из трамвая

В Новосибирске вот уже несколько лет реализуется программа «Безопасные и качественные дороги», направленная на то, чтобы улучшить пространство города для автомобилистов и пешеходов. Но Новосибирск движется к этой безопасности крайне медленно. Болезненным местом на карте в частности остаются трамвайные остановки без платформы, ограждений и остановочных павильонов. На одной из них произошла трагедия, которая потрясла весь город.

Остановки-убийцы. Новосибирцы каждый день рискуют жизнью, выходя из трамвая
© НДН.Инфо

Сегодня ровно год, как насмерть был сбит известный в городе журналист Антон Лучанский. Это произошло 30 марта 2020 года на улице Богдана Хмельницкого. Лучанский работал тележурналистом и ведущим на ГТРК, выступал за сохранение культурно-исторического наследия Богданки. На этой улице он жил, на ней же и встретил свою смерть.

Трагедия произошла около 22.00. Весной в это время суток еще темно. Лучанский выходил из трамвая на остановке «Стадион Сибирь». Ступив на проезжую часть, которая и служит здесь, как и во многих других местах в городе, трамвайной остановкой, был сбит автомобилем Mercedes, который несся на скорости 90 километров в час. За рулем иномарки сидел 27-летний Никита Лазьков.

Как позже установила криминалистическая экспертиза, Лазьков в момент ДТП находился под воздействием наркотиков. Водитель-наркоман на суде утверждал, что сигналил, но журналист не отреагировал. Запись с камеры трамвая доказала, что Лучанский смотрел на дорогу, но среагировать не успел.

Водитель трамвая, из которого вышел Лучанский, заявил, что видимость в тот вечер была хорошая. Он открыл двери и выпустил пассажиров на зелёном сигнале светофора. Машины, кроме автомобиля Лазькова, стояли перед «зеброй», пропуская пешеходов.

Остановки-невидимки

Та самая остановка «Стадион Сибирь» не оборудована остановочной платформой и на ней нет павильона для пассажиров. Люди из трамвая выходят прямо на проезжую часть. К трамваю с тротуара ведет пешеходный переход. Над остановкой висит специальный знак, который заметит не каждый водитель, особенно поздно вечером.

Остановка-невидимка на улице Богдана Хмельницкого.

Такая схема организации движения была принята еще в СССР. Ею пользуются и теперь, только на участках с большим потоком машин стали устанавливать еще и светофоры. Но пассажиры по-прежнему рискуют угодить под колеса автомобиля. Проблема в том, что нередко пешеходы начинают идти к приближающемуся трамваю или от него, не глядя на цвет светофора.

Водители, по правилам дорожного движения, обязаны их пропустить. Но происходит это далеко не всегда. Так, по данным ГУ МВД по Новосибирской области, в 2020 году произошло четыре ДТП на трамвайных остановках-невидимках.

«В 2020 году на территории города Новосибирска зарегистрировано четыре дорожно-транспортных происшествия, связанных с наездом на пешеходов, вышедших из общественного транспорта (трамвая), либо осуществляющих посадку в трамвай. В данных ДТП один человек погиб, трое получили различные травмы», – говорится в сообщении полиции.

В месте, где погиб Антон Лучанский, после трагедии все-таки внесли изменения по организации дорожного движения

 «Там разнесли знак «Стоп» и сам светофорный объект. Получается, что светофор стоит в 10 метрах, а знак, на котором должны остановиться автомобили, находится в отдалении от светофора. И именно это место между знаком и светофором используется водителем трамвая для того, чтобы безопасно выгрузить и загрузить пассажиров», – сказал НДН.инфо руководитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.

Но это единичный случай и повсеместно такая практика вряд ли может быть применена. Поэтому городу все-таки нужны безопасные остановки. В прошлом году ГИБДД направила в мэрию Новосибирска предписание по обустройству 63 трамвайных остановок. Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса оборудовал только часть. Почему не дошло дело до остальных, будет разбираться прокуратура.

В 2021 году по муниципальной программе планируется обустроить 11 платформ. На это будет выделено 1,5 миллиона рублей. Также будут обустроены 14 остановок на улице Петухова от площади Кирова до ООТ «Молкомбинат» 14 платформ и пять остановок по улице Сибиряков-Гвардейцев от площади Кирова до площади Сибиряков-Гвардейцев по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги».

После трагедии жители Богданки писали обращение в мэрию с просьбой сделать и им безопасную остановку. Но, увы, им такое счастье не светит.

«В настоящее время остается открытым вопрос по строительству платформ по ул. Богдана Хмельницкого, Серебренниковской, Учительской, Волочаевской и Авистроиелей, где для сохранения пропускной способности при размещении трамвайных платформ, необходимо проведение реконструкции проезжей части с ее расширением, хотя бы в местах расположения остановочных платформ, при этом на ряде улиц это технически невозможно из-за наличия застройки рядом с проезжей частью», – говорится в ответе мэрии на запрос НДН.инфо.

Идеи, которые могли бы изменить Новосибирск

В Новосибирске уже пытались установить ограждения вдоль трамвайных рельс в месте, где пассажиры выходят из вагона или заходят на посадку. По идее, конструкция должна была сделать выход на дорогу безопаснее.

Но водители страдали от лишнего объекта на и так узкой проезжей части. В конце концов, в один из таких металлических заборов на улице Мичурина въехал автомобилист и получил травму. Вскоре от ограждений тоже стали отказываться.

На остановку на улице Гурьевской намекает знак, расположенный вдалеке. 

Новосибирский архитектор Игорь Поповский видит решение этой сложной проблемы в том, чтобы остановки были оборудованы хорошо заметными знаками, оповещающими водителей, а также в повышении культуры самих автомобилистов.

 «Должно быть понимание, что здесь именно остановка. Можно это отражать в разметке, дополнительными знаками или подсветкой. Площадки, на которые выходят пассажиры, должны быть безопасными и для них, и для автомобилистов. Но универсальное решение выбрать сложно. Самое большое внимание все-таки должно исходить от водителей, так как пешеходы крайне редко хорошо знают правила дорожного движения», – поделился мнением архитектор.

Блогер-урбанист Илья Варламов жаловался, что в Москве похожая проблема. В ряде мест, водители даже не понимают, почему трамвай затормозил – по сигналу светофора или для того, чтобы выпустить пассажиров. Ничего им не указывает на остановку.

В своем блоге Варламов расписывал идеи, которые, на его взгляд, решили бы проблему. Нужно саму проезжую часть, которая попадает в зону выхода пассажиров из трамвая, делать приподнятой. То есть должно получиться что-то вроде большого лежачего полицейского, перед которым водители будут принудительно сбрасывать скорость. По этой платформе пешеходы будут идти к трамваю или от него.

Вячеслав Ашурков, считает, что это решение не подходит для Новосибирска. Дополнительное препятствие приведет к замедлению автомобильного трафика, что критично для той же Богданки, где и без лежачего полицейского ежедневно собираются огромные пробки. Ашурков видит решение проблемы в том, чтобы совершенствовать организацию дорожного движения на конкретных участках, где пешеходы наиболее уязвимы.

 «Необходимо в инструкцию каждому водителю трамвая включить следующий пункт: открывать двери трамвая, только если машины действительно пропускают пешеходов. Я не раз наблюдал, как двигался поток машин, трамвая остановился, открыл двери и практически в человеческом потоке, который начал двигаться к трамваю, пытаются остановиться автомобили», – указал на проблему собеседник.

Такой документ должен быть разработан на уровне федерального минтранса, а уже потом направлен в регионы и муниципалитеты, где есть трамваи, уточнил эксперт.