Самокатчики вышли на дороги. В правилах дорожного движения до сих пор пробел
Пробел в законодательстве в плане самокатов до сих пор не заполнен. Минтранс рассматривает возможность вынесения в отдельную категорию пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). В нее должны попадать моноколеса, сегвеи, электросамокаты и гироскутеры. Но пока такого закона нет.
На электросамокатах можно развить скорость в несколько десятков километров. Есть некое внутреннее письмо МВД, которое относит такие гаджеты к мопедам и обязывает владельцев ездить по проезжей части, поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто.
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Есть письмо МВД для своих сотрудников, по которому самокаты мощностью свыше 250 ватт предлагалось приравнять к мопедам. В правилах дорожного движения про мопед написано, что это, как правило, двухколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем. Если маломощный, то он причисляется к пешеходам и ничем от пешехода не отличается. Было несколько дел в прошлом году, когда, например, людей лишали прав за управление мощными самокатами в нетрезвом виде, как будто они управляли настоящим автомобилем».
Если самокат маломощный, управляющий им должен ездить по тротуару, но не обязан никому уступать. Между тем, поскольку число пользователей аренды самокатов каждый год растет, увеличивается и количество пострадавших в авариях — как среди самих самокатчиков, так и среди тех, с кем они столкнулись. Есть погибшие и раненые.
У самокатчиков нет страховки — аналога ОСАГО, и в случае столкновения с автомобилем могут возникнуть сложности. Во-первых, как быть, если самокатчик повредил машину и вообще уехал? Как его найти? Ведь у устройств нет индивидуальных номеров. Во-вторых, даже если этого не случилось, как получить компенсацию ущерба? Комментарий директора компании «Автоправо 24», автоюриста Игоря Озерова.
Игорь Озеров автоюрист, директор компании «Автоправо 24» «Надо сразу вызывать сотрудников ГИБДД. Сотрудники ГИБДД будут оформлять документы, кто из них будет виновен, водитель либо самокат. Если самокатчик, то только в суд, либо, может, добровольно претензию оплатит. Если водитель виноват, то самокатчику возместят ущерб либо вред. ОСАГО возмещает. Как считать этот самокат — это уже проблемы страховой компании. На месте договариваться я бы не советовал. Если и договариваться, то обязательно брать расписку. Естественно, европротокол здесь не действует».
Даже пешеходы подчиняются ПДД и являются участниками дорожного движения, напоминает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов. Поэтому если маломощный самокат сбивает прохожего, тут тоже вызывают ГИБДД, оформляют протокол и определяют виновника, который несет административную либо даже уголовную ответственность. Однако и здесь пробел со страховкой может обернуться отсутствием компенсационных выплат, отмечает Федор Трусов.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Если вам причинил вред пешеход либо мопедист — лицо, управляющее электросамокатом, то вы так же, как обычно, обращаетесь в ГИБДД и проходите все соответствующие процедуры. Любопытный момент: мне неизвестно, предлагают ли страховые компании услуги страхования ответственности водителей мопедов или велосипедов. На мой взгляд, если вы регулярно пользуетесь электросамокатом либо велосипедом в Москве, где в пробке рядом с вами могут стоят вполне дорогие машины, то я думаю, вполне разумно застраховать свою ответственность в страховой компании».
В прошлом году во время пандемии москвичи совершили рекордное количество поездок на велосипедах и самокатах — почти 8 млн. В городе были обустроены новые веломаршруты и открыты дополнительные станции проката.