В метро будем расплачиваться собственным лицом
Для этого надо лишь посмотреть в специальную камеру. Электронная система распознает пассажира по лицу и спишет деньги с его счета.
В Москве бесконтактную оплату проезда через систему распознавания лиц FacePay планируют запустить на всех станциях метро до конца 2021 года.
«Вы подходите к турникету, который поддерживает биометрическую идентификацию по лицу, смотрите в камеру терминала турникета, после чего с вашей предоплаченной карты, которую вы привязали к вашему биометрическому образу на этапе регистрации в системе оплаты проезда, списывают средства, и вы проходите через турникет», - рассказал директор по инновациям Национальной системы платежных карт Игорь Голдовский.
По словам заместителя мэра столицы Максима Ликсутова, новинка проходит тестирование уже больше года. «У нас уже есть фокус-группа, несколько тысяч человек, которая сейчас с нами тестирует эту систему», - говорит М. Ликсутов.
Подробностей этого эксперимента столичные власти не раскрывают. Известно только, что члены фокус-группы делали селфи и привязывали их к своим банковским картам. Испытания проходили на станции метро «Сухаревская». Пассажирам предлагалось войти в зону рядом с турникетом, отмеченную черным кругом. Один взгляд на камеру, и проезд оплачен. В мэрии уточняют, что участники испытаний две тысячи раз успешно прошли через подобные турникеты. Сколько раз система дала сбой, официально не сообщается. Зато чиновники похвастались, что электроника может распознавать лица даже в масках. Это связано с тем, что теперь идентификация происходит по точкам, расположенным исключительно вокруг глаз. Менее продвинутые методики сканируют все лицо.
Надо ли сдавать биометрические данные, чтобы воспользоваться подобной новинкой? Максим Ликсутов утверждает, что сам метрополитен никакой специальной информации собирать не будет. «Столичное метро даст только инфраструктуру, а персональные платежные данные хранятся в банках. Наша система позволит распознавать лицо только в том случае, если вы подсоединены к банковской карте, где есть ваши биометрические данные», - объясняет чиновник. Вероятно, пока речь идет о клиентах Сбербанка, который является владельцем крупнейшей системы сбора подобной информации. В 2018 году председатель правления банка Герман Греф открыто признал, что в базе уже находятся миллионы слепков биометрических данных клиентов. «Мы собираем биометрию вовсю», - заявил тогда Г. Греф.
Между тем специалисты говорят, что легким внедрение новой системы не будет. Например, при недостаточном освещении ошибки в распознавании лиц неизбежны. Не очень понятно, что делать людям в очках. Они будут закрывать переносицу, что тоже делает идентификацию невозможной. Пассажиру надо научиться правильно подходить к турникету с камерой, выдерживая определенный угол, чтобы электроника смогла считать его биометрию. «Время подхода к турникету будет больше, чем если просто прикладывать карточку. И, конечно, стоимость такого оборудования намного выше, чем обыкновенный картридер», - считает главный редактор технологического ресурса TechFusion.ru Олег Капранов.
«Это создаст коллапс, сопоставимый с тем, что мы видели, когда пытались ввести поголовную проверку наличия QR-кодов в разгар пандемии. Должно быть мгновенное считывание. Но насколько это будет точно и осознанно? Может быть, человек просто кого-то провожал до турникета или он сумку передает через турникет - всякие случаи бывают. Мы окажемся в ситуации, когда у людей будут двойные, тройные - какие угодно списания, люди потом будут мучиться и думать, как вернуть свои деньги назад», - прогнозирует О. Капранов.
Наталья Пуртова.
Фото: Д. Воронин/Агентство «Москва»