Войти в почту

В Петербурге скоро не останется маршруток

В Санкт-Петербурге отменят 238 автобусных маршрутов, из которых 222 — коммерческие. На смену маршруткам придут новые социальные автобусы с низкими полами, удобными для маломобильных горожан, а также с мультимедийными табло, розетками для зарядки телефонов, кондиционерами и терминалами для бесконтактной оплаты проезда, которые заменят кондукторов. Какие ещё изменения предполагает новая модель транспортного обслуживания населения, которая должна вступить в силу в июле 2022 года, «Парламентской газете» рассказали в городском Комитете по транспорту.

В Петербурге скоро не останется маршруток
© Парламентская газета

Лихачей прогонят с дорог

Так называемая транспортная реформа в Петербурге должна была начаться ещё в июле 2020 года. Планам помешала пандемия коронавируса — и теперь её внедрят в июле 2022-го, но в немного скорректированном виде. Впрочем, поправки несущественные — в основном они коснулись маршрутных сетей, так как за два года в городе построили много новых жилых комплексов и школ, которые тоже нужно обеспечить транспортом, пояснил председатель петербургского Комитета по транспорту Кирилл Поляков.

Самое главное нововведение, которое предполагает реформа, — ликвидация коммерческих маршруток. Причин такого решения три. Первая — они дублируют маршруты социальных перевозок, в том числе веток метро. Вторая — из-за них то и дело происходят аварии.

«Все популярные у петербуржцев маршруты останутся и будут усилены, мы уберём излишнее дублирование, сохраним все транспортные связи и даже добавим новые, — пообещал Кирилл Поляков. — Кроме того, на дорогах станет безопаснее, больше никаких «маршрутчиков-лихачей», которые в погоне за рублём нарушают ПДД и рискуют жизнями пассажиров».

Третья причина — в маршрутках нет льгот, что особо обидно тем, кто имеет право бесплатного проезда. Все зашедшие оплачивают полную стоимость билета и вместо 55 рублей не могут, например, заплатить 38 — по «Подорожнику».

Все популярные у петербуржцев маршруты останутся и будут усилены, мы уберём излишнее дублирование, сохраним все транспортные связи и даже добавим новые Кстати, если изначально авторы реформы предполагали, что маршрутки останутся хотя бы в тех районах, где им нет замены, то сейчас их решили убрать и оттуда. Тем не менее, на непопулярных маршрутах люди без транспорта не останутся — специально для них закупят автобусы малой вместимости. И вообще у чиновников в планах сделать транспортную модель гибкой — если на каких-то направлениях часть автобусов будет не востребована, их количество уменьшать, а если, наоборот, где-то они переполнятся — туда направят дополнительные машины, сообщил Кирилл Поляков.

Прибавят автобусы и маршруты

Всего петербуржцев с июля 2022 года будут обслуживать 459 автобусных маршрутов, причём сто из них — новые. Например, появится автобус № 217, который будет ехать от Мебельной улицы до Глухарской улицы, автобус № 333 — от проспекта Маршала Жукова до станции метро «Московская». Кроме того, 51 маршрут изменит трассу. В частности, речь идёт об автобусе № 54, который едет от Малой Балканской улицы до Кирочной.

Помимо этого в городе запустят два новых троллейбусных маршрута — № 51 (ж/д станция «Ручьи» — улица Николая Рубцова) и № 52 (метро «Старая деревня» — Арцеуловская аллея). Изменят трассу три троллейбусных и один трамвайный маршруты. Также в Петербурге установят 211 новых автобусных остановок — и это только на первом этапе.

Сами автобусы, которые город планирует закупить в количестве 2662 штук, будут оборудованы по последнему слову техники. Год их производства — не раньше 2021-го, салоны — с мультимедийным табло, оборудованием для бесконтактной оплаты проезда и розетками для телефонов. Кроме того, все автобусы будут низкопольными, а также с откидным пандусом.

«Низкий пол увеличит доступность для маломобильных групп пассажиров: лиц с ограниченными возможностями здоровья, молодых мам с колясками и петербуржцев преклонного возраста», — подчеркнул Кирилл Поляков.

По словам председателя Комитета Заксобрания Петербурга по промышленности, экономике и предпринимательству Алексея Макарова, новая транспортная модель, предложенная Смольным, весьма похожа на европейскую.

«Я жду, что мы придём к такому формату транспорта — комфортного, безопасного, ходящего по расписанию, — сказал Макаров «Парламентской газете». — Но есть и опасения: в теории всё красиво, а как получится на деле? Насколько удобна будет новая маршрутная сеть для горожан? Будет ли выдерживаться расписание? Будет ли работать информационная система, управляющая транспортом? Хватит ли подвижного состава? Но вообще реформа — это благо, давно пора уходить от маршруток».

Наличка и кондукторы уйдут в прошлое

Согласно реформе, в транспорте можно будет расплатиться за проезд «Подорожником», кредитной картой или смартфоном. А вот оплату наличкой исключат.

«Уже сегодня мы ведём переговоры с банками, чтобы разовый билет можно было приобрести, например, в банкомате, распечатать его и в транспортном средстве оплатить свой проезд», — проинформировал Поляков.

Кроме того, почти со всех автобусов, трамваев и троллейбусов исчезнут кондукторы — оставят их только на самых напряжённых маршрутах, в том числе в центре Петербурга. Оплату проезда власти оставят на совести горожан. При этом зайцев всё-таки ловить будут — для этого ежедневно в рейды будут выходить контролёры, которые в случае неоплаты составят протокол. Затем его направят в Комитет по транспорту, где решат вопрос о возбуждении административного дела. Кстати, пилотный проект по бескондукторному облуживанию уже проходит на маршрутах автобусов № 15, 61, 141, 161, 328, троллейбусов № 6, 8, 13, 21, трамвая № 9.

Ещё одно новшество, о котором рассказал Поляков, касается бесплатной пересадки между маршрутами, причём это относится ко всем видам наземного транспорта. Так, если момента первой оплаты проезда пройдёт не более 60 минут и при этом поездка будет оплачена «электронным кошельком», пассажир сможет без повторной оплаты пересесть на другой маршрут.