Совет директоров "АвтоВАЗа" утвердил приказ о назначении Николя Мора на пост главы тольяттинского предприятия с начала этого июня. С этого же месяца истекают полномочия нынешнего директора Волжского автозавода Ива Каракатзаниса. Формально Мор возвращается в Тольятти с понижением должности, поскольку сейчас он является операционным директором всей группы Renault в Евразии. Причины такого решения не комментирует ни Renault, ни "АвтоВАЗ". Вместе с назначением на "АвтоВАЗ" Мор также получит директорские полномочия над всей группой Renault в России и СНГ. О том, куда переходит Ив Каракатзанис, принявший в июне 2018 года управление российским предприятием, не сообщается. "Я приветствую возвращение господина Мора на "АвтоВАЗ", — приводит пресс-служба компании заявление Ива Каракатзаниса по этому поводу. — Я уверен, что его личный опыт и ранее полученные знания о компании и российском рынке помогут "АвтоВАЗу" преодолеть любые препятствия. Я хочу лично поблагодарить всю команду "АвтоВАЗа" за плодотворные три года, которые мы провели вместе, и пожелать каждому сотруднику личных побед и успехов". Уходящий директор подчеркнул, что сейчас "АвтоВАЗ" находится на пути позитивных изменений. Мор в свою очередь дал пространный ответ, из которого нельзя судить о причинах его оперативного возвращения. "Вместе с командой компании я буду использовать весь свой опыт для дальнейшей трансформации "АвтоВАЗа" в эффективного автопроизводителя мирового класса", — заявил французский управленец. Как зашел Впервые Николя Мор появился на "АвтоВАЗе" в 2016 году. Чтобы понять, каким он принял тогда завод, нужно немного вспомнить предысторию. В марте того года после критики со стороны главы госкомпании "Ростех" (владеет блокпакетом акций "АвтоВАЗа") Сергея Чемезова политики руководства завода был внезапно уволен его руководитель Бу Инге Андерссон. Последний уходил с предприятия на фоне крупного скандала с поставщиками. Шведский топ-менеджер запомнился наведением строгих порядков на предприятии: планерки и встречи со средним звеном управленцев проводились рано утром, случалось и грубое отношение с подчиненными, к примеру, конфликт из-за курения на рабочем месте с начальником механосборки Владимиром Бокком едва не перерос в драку. Впрочем, самой "большой ошибкой" Андерссона, по мнению Чемезова, был отказ от части российских поставщиков и продавливание оставшимся собственных условий по качеству, срокам и оплате. Собственно "Ростех" в лице подконтрольной ему "Объединенной автомобильной группы" и является главным поставщиком "АвтоВАЗа". Своеобразным итогом этих войн, скандалов и остановок главного конвейера из-за отсутствия автокомпонентов стал убыток в 74 млрд рублей в 2015 году, что втрое больше, чем за 2014 год. Николя Мору, перешедшему в Россию с румынского завода Dacia (принадлежит Renault), удалось в кратчайшие сроки вывести "АвтоВАЗ" из глубокого кризиса и показать операционную прибыль, вспоминает независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев. "Конечно, это во многом заслуга и исполнительного вице-президент по финансам Штефана Мауэрера. Мне доводилось с ним несколько раз общаться, он очень умный финансист, и то, что Николя Мор дал ему такой карт-бланш, позволило уже в 2017 году "АвтоВАЗу" выйти на прибыль от операционной деятельности в размере 2 млрд рублей. Это произошло едва ли не впервые с 2007 года (на тот момент только в 2012 году "АвтоВАЗ" был в плюсе на фоне вливаний госсубсидий), — сказал "Газете.Ru" Сергей Бургазлиев. После неудобного и непримиримого Бу Андерссона Николя Мор выглядел как полная противоположность, он сыграл, что называется, на контрапункте, поделился с "Газетой.Ru" автор и создатель автомобильного сообщества "Русский Автомобиль" Сергей Цыганов. "Он [Николя Мор] предельно спокоен, неконфликтный, может идти на компромиссы. Видит не на один-два шага вперед, как Андерссон, а смотрит на все стратегически. И своей дипломатичностью он смог из той дыры, в которую вверг завод Андерссон, вытянуть всего за два года. Конечно, это суперэффективный менеджер", — отозвался об управленце Цыганов. По итогам прошлого года выручка "АвтоВАЗа" по стандартам РСБУ составила 257 млрд рублей, что на 12% меньше, чем годом ранее. При этом чистая прибыль за этот же срок выросла почти вдвое, достигнув 742 млн рублей. ^^^Почему вернули^^ Если смотреть на карьерные шаги Николя Мора с формальной стороны, то каждое новое назначение повышает его в управленческой иерархии концерна Renault, но последняя перестановка выбивается из этой логики, говорит автоэксперт Сергей Ифанов. "После румынской Dacia переход на второй по величине рынок Renault — в Россию — это повышение. Оттуда на пост операционного директора всего региона — это тоже повышение, но возврат на прежнее место — это, грубо говоря, понижение. Оно свидетельствует о том, что возникли или потенциально возникнут тяжелые условия на рынке, которые требуют вмешательства человека именно с его опытом. Я думаю, проблема в том, что авторынок очень скоро насытится после дефицита и тогда грянет обвал продаж, видимо, в этом причина. Этого часа "Ч" сейчас все ждут", — полагает Ифанов. Николя Мор — антикризисный менеджер, соглашается Сергей Цыганов из "Русского Автомобиля", но, по его мнению, опасения французского концерна связаны не столько с потенциальным спадом продаж, сколько с вероятным введением секторальных санкций США против России, которые могут ударить по производству отечественного автогиганта. Собеседник напомнил, что американские санкции напрямую коснулись "Группы ГАЗ" и опосредованно "КамАЗа". Поскольку "АвтоВАЗ" не связан с выпуском продукции двойного назначения, его ограничения пока никак не затрагивали. "Думаю, что французы просчитывают все варианты. И, судя по всему, их политическое видение таково, что следует ждать санкций и очень больших проблем с экономикой России. Николя Мор в данном случае выступает как превентивный кризис-менеджер. Он должен успеть подготовить тактику выживания предприятия в санкционных условиях", — убежден Сергей Цыганов. Независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев соглашается, что французский менеджмент может возвращать Мора из-за потребности оперативного усиления устойчивости компании и из-за его антикризисных способностей. Хотя причиной такого шага может быть недовольство текущей работой Каракатзаниса. "Либо Каракатзанис не справился с поставленной с задачей, либо его решили заменить на уже проверенного человека. Потому что с того момента как ушел Мор, у менеджмента завода нет предоставления о том, что нужно рынку. Это прямо очевидно", — резюмирует собеседник.