Войти в почту

Оплетающая "Паутина". Как столичная система охватывает регионы

Хорошая новость — столичная система "Паутина", которая позволяет отслеживать угнанные и покинувшие место ДТП автомобили, распространяется по территории всего Центрального федерального округа. Кроме того, софт будет использоваться и для решения других, не менее значимых вопросов. Радует эта весть еще и потому, что это не очередная карательная система, которая выдает все больше штрафов. Она может анализировать полученные с камер данные, дабы отделить хороших водителей от злостных нарушителей.

Оплетающая "Паутина". Как столичная система охватывает регионы
© ТАСС

Из столицы в регионы

Впервые подобное программное обеспечение разработали в столице по заказу мэрии — это обошлось столичному бюджету в 440 млн рублей.

Ранее автомобиль, угнанный в столице, пересекая МКАД, в области становился практически невидимым. Информацию о нем приходилось передавать по телефону — от одного сотрудника МВД к другому. "Ауууу, вы меня слышите? Запишите номер!" — я, конечно, утрирую. Но факт остается фактом — во всех регионах если и был софт, то отличался, поэтому работа систем видеофиксации не была синхронизирована. Вот и в Московской области уже был свой механизм, построенный на программном обеспечении собственной разработки, но со столичной не вязался.

К 2017 году единое с Москвой ПО для ЦАФАП (центров автоматизированной фиксации административных правонарушений) внедрили и в обрамляющем регионе. Сотрудники МВД признаются, что работать сразу стало легче. А два года назад мэр Москвы Сергей Собянин и глава МВД Владимир Колокольцев договорились распространить опыт на весь Центральный федеральный округ.

Для многих небогатых регионов это просто подарок, ведь не надо тратиться на собственные разработки — получи готовый, причем уже апробированный продукт и пользуйся. И вот на днях в МВД отрапортовали, что перевели все региональные ЦАФАПы ГИБДД округа на программное обеспечение "Паутина". Новый софт пока используется только для раскрытия преступлений, связанных с хищением или угоном транспортных средств, а также для розыска авто, скрывшихся с мест ДТП.

Столичные плоды

За пять лет применения системы в Москве и области ежегодное количество угонов сократилось с 8,7 тыс. до 1,6 тыс., рассказали в ЦОДД (Центр организации дорожного движения, входит в структуру Департамента транспорта Москвы). Повысилась и раскрываемость таких преступлений. Правда, столь высоких успехов удалось достичь только в одной отдельно взятой Москве, где плотность размещения камер все-таки самая высокая в РФ. В тех местах, где камер мало (и места их расположения хорошо известны), угонщики чувствуют себя, видимо, более спокойно.

При этом внедрение "Паутины" в пределах одного Центрального федерального округа — уже большое дело. Ведь в ЦФО живет 39,3 млн человек (27% всех россиян). Здесь зарегистрирована почти треть всех автомобилей в стране. Единая система также позволит автоматизировать взаимодействие оперативных служб всех 18 областей. То есть полицейские, например, смогут отследить маршрут автомобиля, скрывшегося с места ДТП в Воронежской области, даже если он уже сейчас пересекает Липецкую. А соответственно, и выставить кордон на его пути.

И это далеко не все возможности этого механизма. По словам разработчиков, он поможет составить карту с основными маршрутами передвижения грузов и пассажиров (с разбивкой по времени суток, сезонам и т.д.), контролировать движение перевозчиков. А с осени этого года "Паутина" станет частью системы электронного обжалования штрафов в рамках портала госуслуг (соответствующие поправки к КоАП вступают в силу с 1 сентября 2021 года). Сейчас в МВД разрабатывают проект постановления правительства с описанием этой процедуры.

Предполагается, что с сентября административное правонарушение будет фиксироваться на портале gosuslugi.ru и с этого момента будет рассчитаться срок его обжалования. Заявления об опротестовании будут поступать с портала в "Паутину" и оттуда распределяться в региональные ЦАФАП для обработки.

На практике получается, что большая часть нарушений фиксируется в одном регионе, а сам владелец зарегистрирован в другом — вот и рвется цепочка. Кстати, по закону и разбираться это нарушение будет в том регионе, где совершено.

Привести этот механизм в современный вид и призвана "Паутина" с единым программным обеспечением по всей территории самого густонаселенного округа. А потом, будем надеяться, и всей Федерации.

Суть работы примерно такая: водитель через официальный сайт подает жалобу на неправильно вынесенное постановление; система сама "подтягивает" из архива все снимки этого автомобиля, сделанные камерами в это время в этом месте. Далее анализирует, что же на самом деле произошло, и выдает свои рекомендации. Задача офицера полиции проверить результаты этой работы, утвердить решение или его отменить. В конце концов, именно его подпись будет стоять под документом.

Обоснованная необходимость

Недавняя резонансная авария в Москве с блогером (и, как оказалось, по совместительству рецидивистом — нарушителем ПДД) показала, в чем недостаток действующей системы фотовидеофиксации. Кадры автомобильных номеров, которые система не распознавала (не читается, подделан, машина снята с учета — нет информации о собственнике), отбраковываются и фактически отправляются в корзину. Разные "хитрованы", зная об этом, намеренно искажают номер (например, подчистив одну из цифр), или ездят на авто, которое оформлено на умершего человека. Для системы, если нет человека с адресом за этим идентификатором, — нет проблемы.

Теперь, как нам обещают, ее функционал доработан, и программа анализирует все фотографии. Если обнаружен "автомобиль-невидимка", владельцу которого по каким-то причинам невозможно отправить "письмо счастья", то информация о нем будет собираться в отдельной папке, к которой у сотрудников ГИБДД будет повышенное внимание. При этом софт не позволяет стереть какие-либо снимки из системы. А поскольку механизм становится межрегиональным, то это позволяет более глубоко анализировать поступающую информацию.

В ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации) внедрение "Паутины" уже поддержали. "Зачем изобретать велосипед в каждой области? — говорит эксперт по системам фотовидеофиксации, член рабочей группы ОНФ "За права автомобилистов" Григорий Шухман. — Есть готовая система, и внедрение ее во всех регионах позволит сэкономить бюджетные средства. Лучше сейчас доработать ее так, чтобы у каждого водителя был обеспечен доступ к набору материалов, чтобы появилась возможность через госуслуги обжаловать штрафы, используя эти материалы".

Между прочим, у распространения системы "Паутина" есть еще как минимум один интересант — Российский союз автостраховщиков. Ведь компенсировать ущерб в случае угона автомобиля часто приходится именно страховым компаниям. А меньше угонов — меньше убытков.

В МВД высказывают предположение, что уже к концу этого года к системе "Паутина" могут быть подключены регионы и из других федеральных округов.