Байкеры вышли на дороги

Каждый год в мае российские байкеры открывают мотоциклетный сезон – такова нерушимая традиция. Коронавирус и сюда внёс свои коррективы, поставив жирный медицинский крест на мотоколоннах, проезжающих через весь город к месту сбора, и большом скоплении зрителей. Мероприятий немного В прошлом году в Курске официальное открытие мотосезона переносилось несколько раз и в результате так и не состоялось. Был небольшой междусобойчик «для своих» – курских мотоклубов и приглашённых гостей из других городов. В этом году пришлось использовать тот же формат, поскольку официальное разрешение на проезд мотоколонны по городу получить не удалось. К слову, в соседнем Белгороде мотопарад состоится – как и положено, с большим количеством мотоциклов и в сопровождении ДПС. Впрочем, как показала практика, реально отменить сезон не под силу даже пандемии. Существует негласная договорённость: вот уже много лет в Курске открытие проводит один из старейших мотоклубов города Shadows Kursk, а закрытие – Орден свободных туристов (ОСТ) «Мустанги». Его председатель Роман (Фрол) Фролов говорит, что пандемийный год был беден на события – привычные мероприятия оказались под запретом. Зато остались «покатушки». – Год провели в поездках. Конечно, не ездили за границу, а так колесили по всей стране: были на Кавказе, в Дагестане и Абхазии. Мы же Орден свободных туристов! – смеётся Фролов. – Планы на этот сезон обширные. За прошлый год появились новые знакомства – через интернет. Теперь дело за личными встречами. Продолжится, по словам Романа Фролова, и восстановление воинских памятников – этой работой «Мустанги» занимаются уже более 15 лет. Что касается коронавируса, то многие члены ОСТ им переболели, а остальные сделали прививку. К счастью, обошлось без потерь, чего не скажешь о мотоклубе Shadows Kursk: в августе прошлого года из-за ковида ушёл из жизни его экс-президент Сергей Директор.При всём при этом президент Shadows MC Kursk Олег (Бэтмен) Монахов констатирует, что пока мероприятий в мотокалендаре немного. Несмотря на продолжающуюся пандемию, представители клуба уже побывали с частными визитами в Воронеже и Новомосковске. Не помешал ковид провести и традиционный зимний мотопробег «Хорс» – десятый по счёту, а потому юбилейный. Он состоялся 6 января и собрал приличное количество желающих покорить 35-километровую заснеженную трассу. СПРАВКА “КП” Байкеры (bike – «мотоцикл») и байкерское движение – одна из самых старых субкультур, сформировавшаяся ещё в 1940-1950-х годах в Америке. Группировки мотоциклистов (или мотоклубы – motorcycle club, сокращённо – МС), одетых в кожаные куртки, джинсы и высокие ботинки, нагоняли немало страха на простых обывателей. В результате сформировался стереотип о байкере как о «хулигане на мотоцикле». Многие клубы именовали себя «аутло» (outlaw – «вне закона») или motorcycle gang («банда мотоциклистов»), сокращённо – МG. Чёрным пятном на репутации байкерского движения стали события, развернувшиеся в начале июля 1947 года в городе Холлистере, штат Калифорния. Пресса окрестила это «холлистерским мятежом» или «холлистерской бузой». С 4 по 6 июля в этом тихом городке проходило моторалли, куда съехалось несколько тысяч человек. В результате всё обернулось беспорядками и погромами с участием байкеров, разгонять которых пришлось при помощи Национальной гвардии и шлангов лесных пожарных. Американская ассоциация мотоциклистов (АМА) отреагировала на «холлистерский инцидент», заявив, что из всех мотоциклистов только один процент может быть причислен к «аутло», а остальные 99 – законопослушные граждане. Идея «одного процента» сразу же понравилась байкерам-«внезаконникам», которые ни во что не ставили ни АМА, ни её участников, считая их слишком благопристойными и «чистенькими». В результате эти байкеры стали называть себя «однопроцентниками» (1-percenters), а все остальные мотоклубы – «99-процентниками» (99-percenters). Сейчас многое изменилось. К байкерскому движению примкнули те, кого «внезаконники» не могли представить себе и в страшном сне: чиновники, респектабельные бизнесмены и даже стражи правопорядка. Неизменным осталось, пожалуй, самое важное – любовь к свободе, главная ценность настоящих байкеров, символом которой и является мотоцикл. Внимание: мотоцикл на дороге! С началом мотосезона во многих крупных городах России появились плакаты и листовки с надписями: «Будьте внимательнее. На дорогах мотоциклисты!», «Спаси жизнь – посмотри в зеркало!». Не секрет, что некоторые автовладельцы предпочитают не замечать байкеров на дорогах, а иногда намеренно не дают себя обогнать или подрезают их. Поэтому адресованная автомобилистам просьба смотреть в зеркала и не думать, что пара лишних колёс даёт какие-то преимущества на дороге, звучит как самый главный пункт ПДД. Впрочем, говорить о том, что в дорожных происшествиях виноваты только автомобилисты, было бы несправедливо – правила нарушают и те и другие. Только в апреле, по данным Госавтоинспекции Курской области, зарегистрировано 11 ДТП с участием мотоциклистов. В результате пострадало 11 человек, в том числе двое несовершеннолетних. Недавняя авария на улице Ленина, когда мотоциклист въехал в автомобиль, привела к гибели водителя мотоцикла. Находившийся в машине пятилетний ребёнок с травмами попал в больницу. По предварительным данным, ДТП произошло из-за несоблюдения мотоциклистом дистанции. Большинство столкновений автомобилей с мотоциклами происходит именно из-за несоблюдения дистанции и большой разницы скоростей. При этом автомобилистам не всегда удаётся правильно оценить расстояние до мелькающего в зеркале мотоциклиста: кажется, что он ещё далеко, но спустя мгновение байкер уже пролетает мимо. Специалисты по безопасному вождению советуют и тем и другим обозначать свои намерения о перестроении поворотниками, избегать резких движений, поворотов из второго ряда и торможений без необходимости. Мимо камеры не проскочишь Самое распространённое заблуждение заключается в том, что на мотоцикле можно безнаказанно нарушать правила дорожного движения. Конечно, за рулём спортбайка, у которого первая передача заканчивается на 160 км/ч, а всего этих передач шесть, можно и не заметить нарушения скоростного режима. Для этого теперь существуют камеры видеофиксации. С другими нарушениями успешно борются мотополицейские. В июле прошлого года автопарк дорожно-постовой службы Курска пополнился двумя мощными (800-кубовыми) мотоциклами немецкого производства, оборудованными проблесковыми маячками, спецсигналами и громкоговорителями. Словом, если ещё десять лет назад на мотоцикле можно было проскочить без прав и шлема, то сейчас есть шанс надолго остаться пешеходом. К тому же знание и соблюдение ПДД увеличивают шансы сохранить не только средство передвижения, но и здоровье. Например, общество свободных байкеров (ОСБ) Мото Курск на своей странице в соцсетях регулярно публикует задания на повтор правил дорожного движения. Дамы рулят Прошло то время, когда считалось, что мотоциклы предназначены исключительно для мужчин. Как показывает практика, в мире, да и в нашей стране, немало поклонниц мотоциклов. Есть даже женские мотоклубы. Один из первых и, наверное, самых известных в России – мотоклуб «Крылья» (Wings MC), организованный в 1999 году двумя горячими поклонницами двухколёсной техники. А самый первый женский мотоклуб Motor maid появился в 1940 году в Америке. Интересно, что любви к мотоциклам все возрасты покорны. Жительница Курска Татьяна Шабанова – кандидат в мастера спорта по мотокроссу – начинала заниматься в Бакинском клубе армии, а переехав в Курск, выступала за областную сборную по мотокроссу. После завершения мотокарьеры не один десяток лет преподавала вождение мотоцикла в автошколе ДОСААФ. Среди курских байкеров есть и её ученики. Несколько лет назад они подарили Татьяне Алексеевне мотоцикл марки Yamaha YBR 125, чтобы она на нём и дальше учила своих курсантов азам грамотного поведения на дороге.А несколько лет назад российские СМИ писали о разменявшей девятый десяток Софье Мясоед из Волгоградской области. В своём солидном возрасте она лихо управляется с тяжеленным «Уралом», который ей подарили московские байкеры. На мотоцикле Софья Андреевна колесит уже более 50 лет. В 60-е годы, когда она получала права, женщин-водителей было совсем мало, поэтому экзаменаторы гоняли её по всем темам. Особенно их интересовало, почему она осваивает мотоцикл, а не «Москвич», например. Приходилось объяснять, что на легковушку денег пока не скопила. За все годы у Софьи Мясоед не было ни единого нарекания со стороны ГАИ. Правда, однажды её всё-таки остановили: женщина за рулём мотоцикла была в юбке, и сотрудник ГАИ посоветовал ей надеть брюки. Дескать, так управлять намного удобнее. Кстати, с 2008 года каждую первую субботу мая отмечается Международный день женщин-мотоциклисток. Конечно, феминитив «мотоциклистка» звучит так себе, но зато как это выглядит!.. Подготовила Татьяна Ласточкина