Долги по штрафам ГИБДД собираются взыскивать автоматически
Взыскание долгов по штрафам за нарушения ПДД может стать автоматическим. Такую идею обсуждают в Министерстве юстиции, сообщил замглавы ведомства Евгений Забарчук. Возможность обжалования и скидку в 50% чиновники обещают оставить. Однако есть риск того, что водители будут узнавать о штрафе в момент списания, говорят опрошенные Business FM автоэксперты.
Изначально заявление замминистра юстиции звучало так, как будто власти собрались автоматически списывать штрафы. Потом Минюст дал разъяснение: не штрафы, а долги по штрафам. Из цепочки взысканий хотят исключить судебных приставов. Дескать, они и так завалены бумажной работой — по каждому постановлению приходится обращаться в банк. Поэтому надо провести цифровизацию, считают в Минюсте. В ведомстве отдельно подчеркивают: десять дней на обжалование штрафа и 60 дней на добровольную оплату останутся. Также сохранится право скидки в 50% на первые 20 дней. Но от этого не легче, говорит автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:
Сергей Радько автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» «Возможность обжалования сохраняется, но Минюст предлагает из этой цепочки исключить службу судебных приставов, то есть сейчас, например, ГИБДД, если штраф не уплачен, направляет документы судебным приставам, а те уже направляют постановление в банк на списание. Предполагается приставов исключить с тем, чтобы документы напрямую шли в банк. То есть здесь не исключается право на обжалование, но, опять же, существенно сокращаются его возможности, потому что, если сначала постановление выносило ГИБДД, направляло гражданину, потом, если оно не исполнено, оно направлялось приставу. И многие иногда только на этом этапе узнавали, что у них есть какие-то долги. А если ГИБДД сразу направит на списание, то граждане многие могут узнать о наличии штрафа только после списания денег».
Из пояснений Минюста следует, что процедура будет выглядеть так: приходит водителю штраф, он его не оплачивает в положенный срок, и нарушителю высылается письмо или СМС с информацией о том, что такого-то числа с банковского счета спишутся деньги. Но за какой срок до списания придет такое уведомление, не уточняется. Обжаловать штраф на этом этапе либо после, когда деньги уже уйдут в бюджет, будет нереально, считает вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров:
Владимир Александров вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев «Вообще пытаются исключить участие пусть даже виновника в процессе рассмотрения дела — это раз, в процессе наказания — это два. Так быть не должно. Все эти нормы несколько пошатывают веру в людей, в наличие некой банковской тайны, получается, что тот, кто будет взыскивать деньги, должен знать все номера банковских карт лица, привлекаемого к административной ответственности. На мой взгляд, это абсолютно неправильно, потому что даже оповещение о месте и времени рассмотрения дела порой не доходит до лиц, привлекаемых к административной ответственности».
По данным МВД, в прошлом году российским водителям выписали более 157 млн штрафов за нарушение ПДД. Это на 21 млн больше, чем в 2019-м. Почти 90% нарушений фиксировали именно дорожные камеры. Чаще всего это были превышение скорости на 20 километров в час или нарушение разметки. При этом, согласно последнему опросу «Авито», треть автомобилистов в России считает, что за прошедший год хотя бы раз получала несправедливый штраф. Но пускаться в многомесячные хождения по судам для обжалования штрафа на 250 рублей мало кто хочет. С новым режимом взысканий Минюста деньги в бюджет потекут быстрее и стабильнее, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Конечно, история совершенно безумная. Нельзя так взять и напрямую начать списывать деньги со счетов человека. Все водители просто начнут отказываться от карточек, будут пользоваться карточками членов своей семьи и таким образом защищаться от мгновенного, несправедливого списания. Вместо того, чтобы выдвигать подобные инициативы, Минюст мог бы начать выстраивать нормальную деятельность работы службы судебных приставов, которая не отвечает никаким критериям качества. В эту структуру банально невозможно дозвониться, причем не только самому приставу-исполнителю, но и в федеральную. Эта структура просто живет в своей большой скорлупе».
Пока идея Минюста — это даже не законопроект. Законодательную базу под инициативу ведомство обещает сформировать до конца этого года. Проекту еще предстоит рассмотрение в Госдуме, куда он может дойти в сильно измененном виде.