Войти в почту

Судебные приставы начнут наказывать банкиров за грубость с должниками

"РГ" публикует поправки в КоАП, повышающие штрафы для коллекторских организаций, а также распространяющие на банкиров административную ответственность за нарушения при взыскании долгов.

Еще в 2017 году вступил в силу закон, который ввел строгие правила взыскания долгов. Самое главное: с должниками надо общаться культурно и в меру. Убеждать и договариваться, а не давить и оскорблять.

Для нарушителей предусмотрены штрафы. Однако действовавшие до того нормы КоАП были сформулирована так, что под них попадали только коллекторы. В итоге, как рассказывают практики, именно банкиры переняли брутальные методы коллекторов.

Складывалась парадоксальная и неправильная ситуация. Если ночью должнику позвонит коллектор, то его накажут. Если человека разбудит грубый банкир, жаловаться на него судебным приставам бесполезно. Суд не примет у них материалы.

Поэтому в закон внесены изменения: теперь и банкиры отвечают рублем за непотребное поведение с должниками. Причем рассматривать дела будут судебные приставы. Если же какая-то организация не согласится со штрафом, то может подать жалобу в суд.

Недавно директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов отметил, что число коллекторских организаций, включенных в государственный реестр, увеличивается. "Если на начало 2017 года в реестре состояло всего 10 юридических лиц, то на конец года - уже 170. За последующие 3 года число таких организаций увеличилось более чем в два раза - до 362 в 2020 году", - сказал Дмитрий Аристов.

По его словам, в течение последних 4 лет из государственного реестра по различным причинам были исключены 37 организаций. Официальные коллекторские агентства в основном не применяют бандитских методов. Хотя нарушения, конечно, у них бывают.

В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств новые правила поддерживают. По мнению президента ассоциации Эльмана Мехтиева, административная ответственность должна быть одинаковой для всех кредиторов без исключения, в том числе и для кредитных организаций.

"На наш взгляд, они изначально были не обосновано выведены из субъектов административной ответственности. Так как мы все прекрасно понимаем, что взыскание просроченной задолженности осуществляют и коллекторы, и банки, и микрофинансовые организации, поэтому логично, что при совершении идентичного действия ответственность будет единая. Более того заемщику не важно, кто ему звонит, ему важно, чтобы его права соблюдались, поэтому данная поправка позитивным образом скажется на процессе взыскания", - отметил Мехтиев в комментарии "Российской газете".

С коллекторами согласны и юристы, представляющие в судах интересы должников. Но, по их мнению, новые правила вряд ли заставят коллекторов отказаться от привычных схем работы. "Увеличение штрафов сделает взыскателей более аккуратными и предусмотрительными, они будут стараться работать с должниками и связанных с ними лицами через "серые" способы связи, чтобы не подставляться под растущие в размерах штрафы. Доказать нарушение закона непросто, так как взыскатели используют мобильные номера, оформленные на подставных лиц, не представляются, что идет в разрез с требованиями законодательства", - считает кредитный юрист Данила Михалищев.