Лимит на топливо: на юге Казахстана дальнобойщики остались без солярки

На юге Казахстан назревает топливный скандал. Цены на дизель резко взлетели, на заправках – появились лимиты. Водители большегрузов возмущаются – здесь расположены транзитные трассы между Кыргызстаном и Россией. Товар в фурах портится из-за долгих очередей и простоя. Как решают проблему, знает корреспондент «МИР 24» Кирилл Харламов.

Лимит на топливо: на юге Казахстана дальнобойщики остались без солярки
© Мир24

Три дня в ожидании. На заправочных станциях Шымкента – очереди из большегрузов. Солярки не хватает. На заправках установлен лимит.

«Мы загрузились «скоропортом», товар – дыни, в Жетысае, так как там солярка по 250 тенге. Мы в надежде, что заправимся в Шымкенте подешевле, то есть по 192 тенге. Машины приехали часиков в 5-6 утра, и сейчас мы стоим. У нас солярки очень мало осталось и сами понимаете, что у нас скоропортящийся товар», – сказал перевозчик Ринат Фарфазидинов.

Водители переживают за фрукты, овощи и ягоды, которые везут в Россию. В регионе больше недели жара под 40. Холодильные камеры в машинах могут отключиться в любой момент.

«Никогда не было таких проблем с соляркой. Были проблемы на севере Казахстана там как посевы, выдавали по 100 литров. А здесь у нас всегда была солярка. Я не знаю, почему у нас такое наказание», – посетовал дальнобойщик Нуржан Молдабеков.

В тяжелом положении не только дальнобойщики. Из-за дефицита топлива в Шымкенте может встать общественный транспорт. Ежедневно автопарку необходимо почти 50 тонн солярки.

«Город Шымкент если грубо считать 100 тонн дизельного топлива для частников, посчитайте на сколько дней. Он должен быть запас, поэтому я возмущен. Как работает наше министерство? Они знали же про остановку завода, но должны спросить: «Для города Шымкент, сколько необходимо? Есть такая возможность? Ты обеспечишь? Можно восстановит? Да»! Ну, работайте, пожалуйста», – сказал руководитель Ассоциации пассажироперевозчиков Шымкента Дархан Каюпов.

Причина дефицита солярки на нефтебазах – неотработанная система доставки топлива, сообщают в министерстве энергетики. На Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе недавно прошел ремонт. Запасов топлива на предприятии достаточно, но подвела логистика.

«Все ждали запуска Шымкентского завода после ремонта, когда завод запустился и отгрузки пошли не в должном объеме, то образовался дефицит объема на нефтебазах южного региона. Сейчас эти логистические проблемы в принципе мы уже отработали. Ожидаем, что порядка 4 200 тонн каждого из нефтепродуктов будет отгружаться железной дорогой и 1 200 будет через Шымкентскую нефтебазу отгружать на регион», – заявил вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов.

На фоне дефицита солярки в городе и в соседних районах цены на солярку начали расти. Дефицитное топливо продают по 300 тенге за литр, это порядка 70 центов. Что почти в два раза дороже, чем еще неделю назад.