Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Дневник предпринимателя. "Умная" навигация, экономия топлива и путь к беспилотникам

Основатель компании "Бейстрек Рус" рассказал , как автоматизированное управление грузовиками помогает экономить транспортным компаниям сотни миллионов рублей, какие российские дороги подходят для использования таких технологий и когда водителей на 100% заменят беспилотники.

Дневник предпринимателя. "Умная" навигация, экономия топлива и путь к беспилотникам
Фото: ТАССТАСС

Видео дня

"Виртуальный рельс"

Так получилось, что с молодости я на "ты" с техникой — хорошо разбираюсь в машинах, понимаю принципы работы механических устройств. Поэтому уже с 25 лет вращаюсь в этой сфере — начинал с дилерских центров по продаже автомобилей, а в 2011 году основал компанию "Энерго", которая занималась картографией и геодезией. Например, производила дистанционное зондирование — мониторинг поверхности земли с воздуха — для заказчиков, у которых есть протяженные объекты: трубы или дороги.

Но в 2017 году я подумал: поскольку мы собираем картографические данные, то можем позиционировать в пространстве любой движущийся объект и помогать эффективно им управлять. Причем этим объектом может быть дрон, корабль или автомобиль.

Эта идея переросла в новый бизнес, созданный на стыке двух предыдущих. И под ее реализацию была открыта компания "Бейстрек Рус". За несколько недель благодаря сарафанному радио в команду проекта пришли картографы, топографы, программисты и даже ученые. Мы решили позиционировать именно автомобили, и для создания прототипа купили 2013 года.

Как же работает наша технология? Сначала на основе геоинформационных данных прокладываются "виртуальные рельсы" по дорогам России, учитывая рельеф местности и другие особенности. Чтобы упростить задачу, мы выбрали магистрали, где нет пешеходов, а транспорт движется только в одном направлении.

У каждой точки на местности есть свои координаты, и, сопоставляя их с местоположением автомобиля, система понимает, какие команды и в какой момент времени ей надо исполнить. Дополняют систему стереокамеры, которые оценивают расстояние от автомобиля до объекта. Навигация обеспечивает точность до 1 см.

Через смартфон система в реальном времени дает подсказки водителю: когда ускориться, когда сбросить скорость, какую передачу использовать, чтобы преодолеть подъем по инерции, без переработки топлива. То есть "виртуальный рельс" помогает управлять машиной на основе знаний о погоде, о трафике, о массе перевозимого груза, о времени прибытия.

Мы не лезем в "органы" управления автомобилем, а только подсказываем водителю, как максимально эффективно доехать из пункта А в пункт Б. То есть управление не беспилотное, а автоматизированное.

Подсказки помогают значительно экономить топливо. Это и есть лайфхак для дальнобойщиков, представителей грузовых компаний, на которых ориентирован наш продукт. Так, на некоторых испытаниях экономия достигала 33%. Другой вопрос, что грузовики ездят по городу, к складам, поэтому расход "набегает". Но мы гарантируем нашим клиентам даже с этим учетом 10% экономии. Чтобы вы понимали, логисты борются даже за 2%.

Если считать в деньгах, то 10% топлива — это 3 л на каждой сотне, грубо говоря, 150 рублей на 100 км. А грузовики обычно проходят около 15 тыс. км в месяц. То есть один грузовик может экономить до 22,5 тыс. в месяц и 270 тыс. рублей в год. А в средней грузовой компании таких автомобилей около тысячи, и экономия на компанию будет уже 270 млн рублей в год — колоссальная цифра.

Выход на заказчиков

Весной 2018 года, то есть уже спустя год с начала работы над проектом, мы создали работающий прототип. Команда экспериментировала с разными девайсами, чтобы уменьшить общую стоимость продукта. В процессе мы снизили ее в 30 раз — до $1 тыс.

Главным преимуществом нашего решения стала его всепогодность. Это в отличие от конкурентов, которые используют для управления автомобилем лидары — оптические сенсоры, заменяющие "глаза". У этих лидаров множество недостатков, главный из которых — чувствительность к окружающей среде: они не работают в снег, дождь или туман. А нам любые погодные условия нипочем.

Решение по всепогодной маршрутной навигации заинтересовало представителей . Они захотели испытать его на практике и предоставили нам в 2018 году для испытаний грузовик "Газель Next". Оборудовав его своей начинкой, мы подались на конкурс "Зимний город" — это соревнования команд, которые создают технологии автономного движения автомобилей.

По условиям нужно было преодолеть на беспилотном транспорте дистанцию 50 км в условиях заснеженной дороги. С нами конкурировали еще 29 команд, а в финал вышли только пять. Кстати, все с лидарами, кроме нас. В финале уже спустя 5 км дистанции один из участников образовал затор, который невозможно было объехать, "гонка" затянулась, и когда объявили рестарт, автомобили всех участников несколько разрядились и не смогли бы проехать еще 50 км. Так что победитель выявлен не был.

Однако это не помешало нам найти заказчиков. Мы получили несколько предложений. В частности, от транспортных компаний ПЭК, "Деловые линии" и X5 Logistics (входит в состав , включает более 25 автотранспортных предприятий).

Могу отметить, что при работе с заказчиками нужно понимать, в чем их больные места, основные статьи расходов. В нашем случае это топливо, расходы на которое составляют 40% от общего объема. Соответственно, когда ты приходишь в компанию, например в X5 Logistics, и говоришь, что можешь помочь сэкономить, то к тебе прислушиваются — любой бизнес ориентирован на максимизацию прибыли.

Благодаря этому со всеми клиентами мы в 2021 году заключили соглашения, по которым они получат блоки автоматизации грузовиков, с установкой и обслуживанием. Также они оформляют подписку на библиотеку "виртуальных рельсов", которая постоянно обновляется. Сейчас около 5 тыс. грузовиков по всей стране стоят на предзаказе.

Кредиторы и инвесторы

С момента основания компании мы инвестировали в создание решения десятки миллионов рублей — рефинансировали выручку с основного бизнеса и вкладывали собственные средства.

Но господдержку мы не получили, пока не было готового продукта. И предпринимателям-новичкам нужно быть готовым к этому: сначала искать деньги у частных инвесторов и лишь после создания первой версии идти за прямым финансированием в институты развития.

Когда у нас появился продукт, мы обратились в (дочерняя структура , занимается кредитованием малых и средних предприятий), специалисты которого изучили нашу заявку и одобрили кредитование.

Банк предоставил нам в 2021 году два кредита на 88 млн рублей по ставке 7% годовых. Средства были выделены по программе поддержки приоритетных ниш, среди которых компании-стартапы, а также по программе субсидирования . Кроме того, Корпорация МСП дала под кредиты специальную гарантию для стартапов на 61,6 млн рублей. Средства мы направляем как раз на создание базы "виртуальных рельсов" для большегрузов.

Планы развития

В планах — развивать свой продукт. Наша технология, как я уже говорил, пока поддерживает лишь один режим автоматизации — ручное управление: участие водителя полное, а система лишь выдает ему подсказки.

Следующий режим, который мы намерены реализовать в ближайшие два-три года, — контролируемое управление, то есть мы заберем педали. Транспортное средства будет ехать, ускоряясь и замедляясь автоматически, но при аномальных ситуациях водитель перехватит руль.

Третий режим — полностью автоматическое управление, когда система окончательно заберет у человека даже руль. И создание на 100% беспилотных автомобилей далеко не футуристическое будущее, а горизонт, лежащий в пределах пяти лет. Причем речь идет не только о грузовиках или легковых машинах, на которых можно будет безопасно передвигаться, но и о технике для аграриев, например.

Но здесь есть некоторые вопросы. Так, у моего приятеля, который занят в сфере, было 12 комбайнов, и когда я ему предложил в будущем сэкономить на людях-комбайнерах, он спросил: а кто будет эти машины чинить, обслуживать? И аргументов у меня осталось не так много. Так что ответа на вопрос "А нужно ли полностью беспилотное управление?" у меня пока нет.

Как бы то ни было, по прогнозам бизнес-консалтинговой фирмы Frost & Sullivan, массовая коммерциализация беспилотных решений начнется после 2025 года. К этому времени объем продаж машин, оснащенных системами автономного вождения, превысит 40% мирового рынка новых легковых автомобилей. Поэтому обещание робота-терминатора I'll be back! ("Я вернусь!") из голливудской кинокартины, по всей видимости, все-таки сбудется.