Войти в почту

Самый знаменитый автоинспектор Балашихи Иван Крайнов отличился на войне с белофиннами

В 1962 году на службу в балашихинское отделение ГАИ заступил, пожалуй, самый знаменитый инспектор ГАИ за всю историю нашего города — Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Крайнов. Он никогда не кичился своими наградами, а между тем его Золотая звезда — особенная. Она получена ещё за советско-финскую войну, которая шла с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940-го. За боевые заслуги в войне с белофиннами 412 человек стали Героями Советского Союза. Золотая Звезда Ивана Крайнова имеет № 388. Всего к началу 1941 года звание Героя Советского Союза удостоились лишь 626 человек. Позднее это высокое звание получили около 12 тысяч человек. Иван Дмитриевич Родился 17 (30) июля 1911 года в деревне Аксиньино Богородского уезда (ныне Щёлковского района) Московской губернии. Работал в колхозе. В 1927 году окончил 9 классов школы и трудился сначала продавцом магазина на фабрике имени Красной Армии и Флота (КРАФ) в посёлке Красноармейский (ныне город Красноармейск Московской области), затем счетоводом на складе № 1 Московского союза потребительских обществ. В 1933 году окончил курсы шофёров при Московской автошколе. В апреле-сентябре 1933 года работал шофёром МТС в городе Зарайске (ныне Сергиев Посад) Московской области. В армии с сентября 1933 года. Служил шофёром в артиллерии Ленинградского военного округа. В январе 1936 года демобилизован. В 1936–1940 годах работал шофёром, снова на КРАФе. В сентябре 1939 года Ивана Дмитриевича опять призывают в армию. В качестве шофёра медико-санитарного батальона Белорусского военного округа он принимает участие в походе Красной армии в Польшу. С января 1940 года Крайнов снова в армии, уже на советско-финской войне — шофёр 74-го артиллерийского полка (84-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт). До того финны дважды атаковали Советскую Россию — в 1918–1920 и 1921–1922 года, пытаясь оттяпать от нас территории, которые по площади превосходили всё новорожденное финское государство. В 1930-е годы оно было антисоветским и русофобским. В Хельсинки делали ставку на войну с СССР в рядах союза с какой-либо великой державой, Японией, Германией, или западными «демократиями» — Англией и Францией. Финское правительство считало СССР отсталой страной, где подавляющая часть народа ненавидит большевиков. Мол, достаточно победоносной финской армии войти на советскую территорию, и СССР зашатается, финнов встретят как «освободителей»… На этой войне, которую также называют Зимней, и наступил звёздный час Ивана Крайнова. Вот что сообщали советские газеты о его подвиге, совершённом 22 февраля 1940 года на Карельском перешейке. В 1968 году газета «Красноармейский текстильщик» перепечатала к 23 февраля статью из «Краснофлотского стахановца» за 1940 год. В ней рассказано следующее. По дороге в густом лесу прошла пехота, а вслед за ней к новому пункту сосредоточения двинулись пять штабных машин. На одном из грузовиков, за рулем, которого был шофёр Иван Крайнов, находилось знамя полка и секретные документы. На крутом повороте, где дорога пролегала между болотом и высотой, по машинам был открыт внезапный огонь — белофинны организовали засаду. С разных сторон на автомобили обрушился свинцовый ливень. Возвращаться нельзя — враг захватит, продвигаться вперёд мешал ураганный огонь, заехать в лес — значит завязнуть в снегу. Решили отстреливаться. Против пулемётных очередей — винтовки и несколько ящиков с гранатами. Перестрелка шла шесть часов. Враги пытались окружить машины, вражеское кольцо сжималось, до машин оставалось 30-40 метров. Наступили сумерки, но огонь не стихал. Машину Крайнова изрешетило пулями. Лопнули два задних ската. Как ехать? И тут водителя осенило: лечь на крыло и одной рукой управлять рулём. Так он и сделал. Белофинны в упор расстреливали кабину, думая, что водитель сидит там, а машина продолжала ехать! Озверевшие враги перенесли огонь на кузов, но автомобиль всё двигался вперёд… Ледяной ветер обжигал лицо, коченели руки, над головой свистели пули, но шофёр Крайнов лежал на крыле, грузовик двигался к своим. Так он проехал полтора километра, пока из-за леса не послышался гул моторов: это на помощь группе автомобилей шли наши танки. Когда прибыли на место, бойцы даже словом не обмолвились о происшедшем, для них это были военные будни. Позднее Ивана Дмитриевича расспрашивали об этом дне, на что он отвечал: «Думал только об одном — как спасти знамя полка и секретные документы». За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 года красноармейцу Крайнову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К тому времени советско-финская война уже закончилась. В ночь на 13 марта 1940 года в Москве был подписан мирный договор. Финляндия сдалась, приняв условия мира, которые надменно отвергала до конфликта. Согласно Московскому договору Советский Союз отодвинул границу от Ленинграда, получил военно-морскую базу на полуострове Ханко. Зимняя война значительно улучшила стартовые условия СССР накануне рокового 1941 года. А героический шофёр Иван Крайнов демобилизовался из армии и снова вернулся на фабрику КРАФ, работал начальником автотранспорта в посёлке Красноармейский. Затем служил в милиции. Окончив спецкурсы при центральной школе милиции, в 1941-1943 годах работал начальником квалификационной комиссии ГАИ Московской области. Во время Великой Отечественной войны в 1943–1944 годах был заместителем директора Тушинской чулочно-трикотажной фабрики в Москве. В 1944–1947 годах работал заместителем управляющего делами Наркомата иностранных дел РСФСР. С 1947 года Иван Дмитриевич работал в разных отделениях милиции Москвы. В 1962 году назначен старшим госавтоинспектором балашихинского отделения ГАИ. Когда Крайнов перевёлся в Балашиху, два-три инспектора ГАИ ежедневно работали в две смены: с 8.00 до 17.00 и с 14.00 до 23.00. А бывало так, что на линии работал всего один инспектор ДПС. Рабочий день инспектора начинался с объезда закреплённого за ним участка, за рабочую смену он обычно выявлял от пяти до десяти нарушителей правил дорожного движения. Кстати, до середины шестидесятых в Балашихинском районе не было ни одного светофора… В Балашихе майор милиции Крайнов прослужил до января 1967 года, после чего уволился со службы и вышел в отставку. Жил в Москве. Умер 18 октября 1974 года. Похоронен на Котляковском кладбище. 30 июля ему исполнится 110 лет. Чем не повод для праздника у ГАИ Балашихи? Святослав Коновалов