Войти в почту

Водителям грозит ещё один штраф с дорожных камер

В сентябре дорожные камеры в 12 регионах, включая Москву, научатся определять включены во время езды у автомобиля ходовые огни или нет. По данным Autonews, власти регионов уже проявили интерес к расширению функционала комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Какие водительские прегрешения отслеживают камеры сегодня, разбиралась «Парламентская газеты».

Водителям грозит ещё один штраф с дорожных камер
© Парламентская газета

Свет в окошке объектива

В России дорожные камеры научат фиксировать такое нарушение, как выключенные во время движения ходовые огни и неработающие фары ближнего света. Как выяснил Autonews.ru у разработчика аппаратных комплексов, новые функции распознавания при помощи нейросети получат около 1500 дорожных камер в 12 регионах страны, в том числе в Москве, Крыму, Ульяновске, Красноярске, Омске, Иркутске, Твери, Кабардино-Балкарии, Волгоградской области.

Согласно ст. 12.20 КоАП «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», штраф за езду без ходовых огней и ближнего света составляет 500 рублей. Кроме того, в течение 20 дней его можно оплатить со скидкой 50%. Но даже таким средствам рады местные власти, ведь деньги идут в региональные дорожные фонды.

Как рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, это откровенное лоббирование бизнес-интересов.

«Они уже не знают, как содрать с автовладельцев деньги, — возмутился депутат. — Пусть сначала представят статистику, которая бы подтверждала, что количество аварий выросло из-за невключённых ходовых огней».

К тому же, по мнению экспертов, вопрос упирается не только в правовую сторону, но и в техническую. При ярком солнечном свете очень сложно фиксировать такие нарушения.

По словам координатора движения «Общество синих ведёрок» Петра Шкуматова, водитель, который ездит только днём, может не сразу узнать, что у него перегорела лампочка, а штрафы будут копиться.

«Также существует большое количество типов автомобилей и видов световых приборов, некоторые ходовые огни выполнены в виде светодиодных полос, и нет гарантий, что камеры не будут ошибаться», — пояснил он.

Камеры приведут к единому стандарту

Список нарушений ПДД, которые могут быть зафиксированы в автоматическом режиме, законодательно не определен. Поэтому в разных регионах функционал камер может отличаться.

Как ранее рассказал «Парламентской газете» сенатор Андрей Клишас, сегодня единые обязательные требования к дорожным камерам отсутствуют. Этот факт зачастую порождает большое число необоснованных штрафов за несовершённые правонарушения. При этом доказать свою невиновность или некорректную работу средства фиксации водителям очень сложно.

Внесённый в Госдуму 5 июля законопроект наделяет Правительство полномочиями определять единые стандарты размещения дорожных камер.

«В случае принятия документа для водителей повысятся гарантии законности и обоснованности их привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения», — пояснил Андрей Клишас.

Он добавил, что нарушение установленных требований и порядков к данным средствам фиксации будет означать автоматическое прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Авторами законопроекта о единых требованиях к дорожным камерам выступили первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и его первый заместитель Ирина Рукавишникова.

За что ещё штрафуют камеры

Превышение скорости. Согласно ст. 12.9 КоАП, превышение разрешенной скорости на 20-40 км/ч, зафиксированное автоматическими комплексами фиксации нарушений, наказывается штрафом в размере 500 руб., на 40-60 км/ч — в размере 1000 руб., на 60-80 км/ч — в размере 2500 руб., при превышении разрешенной скорости на более чем 80 км/ч — штрафом в 5000 руб. В случае добровольной оплаты в течение 20 дней с момента вынесения постановления на штрафы действует 50-процентная скидка. На повторные нарушения скоростного режима на 60 и на 80 км/ч она не распространяется.

Проезд на запрещающий сигнал светофора. Статья 12.12 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1000 руб. (можно оплатить со скидкой), а за повторное — 5000 руб. Если повторное нарушение зафиксирует сотрудник ГИБДД, водитель может лишиться прав на 4-6 месяцев.

Выезд за стоп-линию. Штраф за пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале светофора или регулировщика составляет 800 рублей (часть 2 ст. 12.12 КоАП). Можно оплатить со скидкой.

Выезд на перекресток при заторе — штраф в размере 1 000 рублей (часть 1 статьи 12.13 КоАП). Можно оплатить со скидкой.

Выезд на встречную полосу движения — штраф 5 000 рублей, а если нарушитель остановлен сотрудником ГИБДД — лишение прав на срок 4-6 месяцев.

Движение по обочине. Часть первая ст. 12.15 КоАП предусматривает за такое нарушение штраф в размере 1500 руб. Действует 50-процентная скидка.

Проезд под знак «Въезд запрещен». Водитель, проигнорировавший «кирпич», может быть наказан по части 1 статьи 12.16 КоАП — предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Можно оплатить со скидкой.

Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств. В Москве и Санкт-Петербурге за выезд на полосу для общественного транспорта в нарушение ПДД предусмотрен штраф в размере 3000 руб., по всей остальной России — 1500 руб. (ст. 12.17 КоАП). Действует 50-процентная скидка.

Нарушение требований дорожной разметки. Штраф выписывают согласно части первой ст. 12.16 КоАП России, он составляет 500 руб., при этом действует 50-процентная скидка.

Непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах. Камеры «выписывают» штрафы на 2500 руб. (ст. 12.18 КоАП). Если инспектор практически всегда трактует ситуацию в пользу пешехода, то автоматический комплекс начинает «вести» пешехода, только как тот ступит на переход. Ранее в ГИБДД разъяснили, что если траектории пешехода и транспортных средств не пересекаются, то штраф не придет.