Триллионы на пролет
Удивительно: и производство в застое, и торговля скукоживается, а Минпромторг и его начальники прекрасно себя чувствуют. Министр Денис Мантуров по итогам 2020 года задекларировал самый большой личный доход среди членов правительства - более 740 млн рублей. Только почему его опыт извлечения прибыли столь слабо проецируется на руководимую им отрасль?
Попробуем понять, присмотревшись к плану министерства по возрождению отечественного авиастроения. Почти 1,6 трлн рублей, по замыслу Минпромторга, должен предоставить Фонд национального благосостояния (ФНБ), еще 244 млрд рублей предлагается выделить из бюджета. В принципе, подход правильный: зачем деньгам лежать в пыльных сундуках ФНБ, когда они должны крутиться и работать на экономику. Но будут ли?
«Проект утопический, - утверждает доктор экономических наук Никита Кричевский. - Надо выяснить, сколько необходимо создать рабочих мест в этой области, ведь действующих мощностей не хватит. А одно рабочее место там оценивается в сумму примерно пять миллионов долларов! Сколько нужно будет рабочих мест создать? Одну тысячу? Пять тысяч? Умножьте - и получите сумму, необходимую для того, чтобы просто создать рабочие места».
По мнению экспертов, крайне острой будет и кадровая проблема. Российское авиастроение 30 лет разворовывали, отрасль дошла до деградации. Кадровый потенциал утерян почти безвозвратно. Начинать возрождение придется почти с нуля. А это задача на многие годы.
«Не факт, что мы успеем до 2030 года. Для этого может понадобиться и 15 лет, и даже больше», - отмечает Н. Кричевский.
В экспертном сообществе считают избыточно амбициозными как финансовую составляющую проекта, так и его план-график. Речь идет о нехватке производственных мощностей и проблемах с качеством машин. Скандалы только вокруг самолета Sukhoi Superjet 100 создали такую негативную репутацию российскому авиапрому, что за десятилетие не отмыться.
Нетрудно сделать вывод, что проект не просто утопический, но и авантюрный. Напоминает практику впаривания так называемых мегапроектов огромной затратности. Когда поначалу выпрашивают казенные 2-3 трлн рублей, потом выясняется, что их не хватает, а сумасшедшие деньги уже потрачены - не бросать же начатое... И эта дойка бюджета либо «родит мышь», либо «под воздействием происков внешних сил» проект будет заморожен.
А в сухом остатке лишь циничный распил государственных - народных! - денег. В безумных масштабах.
Алексей Воробьев.
Фото: Pixabay.com