За вырубку реликтовых рощ хотят сажать в тюрьму
В Уголовном кодексе есть статьи за незаконную добычу, содержание и продажу животных, занесённых в Красную книгу. А за уничтожение краснокнижных растений в России предусмотрено лишь административное наказание. А оно не останавливает людей и организации, затеявших стройку или сельхозработы на территории, где растёт, например, можжевельник. Им проще вырубить рощу и заплатить штраф, чем искать другое место для строительства. В Совете Федерации считают, что защитить редкие растения поможет уголовная ответственность для тех, кто их уничтожает.
Кому мешает можжевельник
Законопроект об уголовном наказании за уничтожение краснокнижных растений разрабатывает сенатор от Севастополя, член Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Екатерина Алтабаева. Она отметила, что сейчас уничтожение редких растений влечёт лишь административное наказание по статье 8.35 КоАП. Для граждан штраф составляет 2,5-5 тысяч рублей, для должностных лиц — 15-20 тысяч, а для юрлиц — от 500 тысяч до 1 миллиона. Аналогичные санкции предусмотрены за действия, которые могут привести к гибели таких растений, а также за их добычу, продажу, хранение или перевозку. Но штраф не пугает тех, кто уничтожает редкую флору ради бизнеса.
«В Севастополе, около села Родное, в марте 2020 года на большой площади были вырублены можжевельник и сосны, занесённые в Красную книгу», — сообщила Екатерина Алтабаева «Парламентской газете». Ущерб составил более 72,5 миллиона рублей. Деревья уничтожил некий бизнесмен, чтобы расчистить место под отель и виноградник. Севприроднадзор возбудил административное дело, и суды продолжаются до сих пор.
В июне 2020 года строительная компания в Севастополе уничтожила 103 фисташковых дерева, занесённых в Красную книгу. Нарушители отделались штрафом. И такие случаи не единичны.
«Масштабные вырубки можжевельника в нашем регионе происходят регулярно, в том числе потому, что из него изготавливают различные поделки, которые охотно покупают туристы», — сказала Алтабаева.
От штрафа до реального срока
Чтобы пресечь подобные нарушения, Екатерина Алтабаева предложила внести изменения в Уголовный кодекс. В нём уже есть статья об ответственности за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку и продажу животных, занесённых в Красную книгу, — до четырёх лет лишения свободы и штраф до одного миллиона рублей. А статья 260 УК предусматривает наказание за незаконную рубку лесных насаждений, и то она действует, только если ущерб нанесён в значительном и крупном размере.
«За уничтожение даже нескольких краснокнижных растений должна быть особая мера наказания. Они имеют особую ценность», — отметила депутат. Она считает, что часть вторую статьи 260 УК нужно дополнить новым пунктом о растениях из Красной книги.
Если проект примут, преступникам за вырубку редких деревьев будет грозить штраф от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет. Законопроект получил положительные отзывы из большинства регионов.
Правовой пробел
Документ призван устранить серьёзную несправедливость, сказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.
«За истребление краснокнижных животных предусмотрена реальная уголовная ответственность, а за аналогичные действия в отношении краснокнижных растений её фактически нет, — пояснила сенатор. — Иными словами, охотник, убивший амурского тигра, получит тюремный срок, и сама вероятность такого наказания может остановить его от подобного преступления. А человек, который уничтожает занесённые в Красную книгу реликтовые растения, отделывается административным штрафом».
Глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров пока воздержался от оценки законопроекта: «Сначала надо понять, как обстоят дела с правоприменительной практикой в регионах и насколько эта тема актуальна». Член того же комитета, сенатор от Приморского края Людмила Талабаева поддержала идею уголовного наказания. «Есть такие растения, занесённые в Красную книгу, к которым нельзя прикасаться, так как они находятся на грани исчезновения, — сказала она. — Если мы хотим сохранить природу, мы должны усилить наказание за уничтожение редкой флоры».
По мнению председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, можно ужесточить ответственность, но главная проблема — в правоприменении.
«Конечно, я всецело за сохранение краснокнижных растений. Их надо всячески оберегать. Кого-то может остановить перспектива получить реальный срок за их уничтожение, а кого-то нет. Ключевой вопрос в другом: насколько широко применяются хотя бы административные штрафы в этой области», — отметил депутат в комментарии «Парламентской газете». По его словам, нужно проанализировать, сколько нарушителей привлекли по этой административной статье.