Войти в почту

«Сомневаюсь, что стоит затраченных усилий и средств»

Министр обороны РФ Сергей Шойгу, который баллотируется в Госдуму по списку «Единой России», предложил перенести столицу в Сибирь. Также, по словам главы военного ведомства, в регионе необходимо построить пять-шесть крупных городов с населением 300 — 500 тысяч человек и стимулировать переезжать туда людей из других частей России. Это, по мнению министра, требуется для развития региона. Однопартиец Шойгу, депутат от Новосибирской области и член комитета Госдумы по транспорту и строительству Андрей Каличенко в интервью NEWS.ru рассказал, в чём слабые стороны предложения министра, как лучше создавать новые города в Сибири и почему вахтовый метод работы в этой части страны появился не просто так.

— Что вы в целом думаете об идее Сергея Шойгу о строительстве в Сибири новых городов?

— Я бы поддержал её только с той точки зрения, что новое создавать гораздо проще, чем развивать уже сложившееся. Построить новый город можно гораздо компактнее и с меньшими затратами. Встраивать в уже имеющуюся инфраструктуру вроде бы проще на первый взгляд, но на самом деле для этого требуется расширение дорог, проводка общественного транспорта и прочие вещи, связанные с ростом населения. Всегда проще запланировать новую инфраструктуру, заранее определить, сколько и где строить школ и домов, чем втиснуть это всё в центр города.

— А что насчёт идеи перенести в Сибирь столицу?

— Что меня смущает в этом предложении, так это то, что в европейской части России проживает больше всего людей. Логично перенести столицу в центр страны, чтобы для всех это было удобнее, но не надо сбрасывать со счетов тот факт, что климат тут посуровее. Люди не просто так в основном проживают в европейской части — там комфортнее. Ещё один аргумент «за» перенос столицы в том, что на территории России 11 часовых поясов. Когда в одной части страны рабочий день начинается, в другой он уже заканчивается. С этой точки зрения могло бы быть проще. Однако основная загвоздка — в комфортных условиях проживания всё же.

— Видимо, идея министра связана с тем, что в своё время был построен академгородок в Новосибирске. Стоит ли чаще сооружать нечто подобное?

— Идея академгородка была хорошая. Если обсуждать предложение Шойгу, то я бы как раз скорее взял бы академгородок, выделил бы ему статус обособленного города и попытался бы вложить средства и развивать, причём именно как научный город. Не как «Сколково», который федеральный, а в различных регионах. Это похоже на рабочую историю, потому что всё же расстояния, о которых мы говорим, в рабочей деятельности создают сложности. То есть речь идёт об одном большом проекте, а я бы разбил его на несколько маленьких по всей территории страны.

— Шойгу также говорил о том, чтобы стимулировать людей к переезду в Сибирь. Насколько депопуляция — серьёзная проблема и как её решить?

— Проблема есть. Я точно могу сказать за все сибирские области — народ там переезжает в города. Не все города уменьшаются в численности. Мой родной Новосибирск растёт. На мой взгляд, город не должен быть больше, чем с двумя миллионами населения. Если больше — это уже не город, а место некомфортного проживания жителей. Думаю, любой москвич может подтвердить, что при всех плюсах столицы её плотность населения — это большой минус.

Однако я много разговаривал с людьми, приезжающими на работу на Север, на Дальний Восток. И они всё равно считают, что туда приехали на время, чтобы поработать на хорошую пенсию, заработать денег, а потом перебраться куда-нибудь на Юг или в Санкт-Петербург. Можно стимулировать высокими зарплатами и грантами учёных для работы в конкретных университетах. Однако всё же человек так устроен, что климат для него важен при выборе места проживания.

Посмотрите на Китай — большая территория, огромное число жителей, но 80% живут на Юге. Для человека из Московской области даже не самый тяжёлый по условиям Новосибирск зимой с температурой минус 40 градусов покажется суровым. В Советском Союзе тоже пытались переорганизовать жизнь и даже создавать города, но всё же принцип вахты не просто так появился.

Надо понимать, для чего мы это делаем. Скажем, учёные переедут в наукоград, если там будут условия, лаборатории и так далее. Обычный человек разве что поедет за жильём, и то не уверен. За зарплатой высокой может поехать.

— А это реально с точки зрения бюджета?

— Опять же надо определиться, какую задачу мы решаем. Например, на Севере есть добыча полезных ископаемых. Там оправданы высокие зарплаты, их готовы платить, но длительное время там проживать люди не готовы. А, скажем, не очень понятно, зачем собирать всех физиков в Тюмени. В регионах надо развивать производство, тогда будет потребность в руках.

— Его реально развить, перенести что-то в Сибирь?

— Переносить не надо, там и так есть много чего, что можно создать. Возьмём, например, химическое производство, связанное с газом. Имеет смысл строить производство рядом с местом добычи, чтобы поставлять продукцию высокого передела. А делать, как Никита Хрущев, который пытался засеять Север кукурузой, не стоит. Если мы хотим развивать промышленность в регионах и иметь занятое население — это одно, а делать это для того, чтобы люди из европейской части переехали в Сибирь — совсем другое. Такое получилось один раз до революции ещё — Столыпинская реформа. Но тогда людям не хватало земли для проживания.

— Видимо, Шойгу подходит к проблеме по-военному: решить одним стремительным действием.

— Когда меня спрашивают: «А можно ли построить...», я всегда отвечаю, что можно. Что угодно. Вопрос времени, средств и сроков. Сомневаюсь, что это стоит затраченных усилий и средств.