Sollers хочет гнать автомобили из АТР

Sollers хочет обслуживать перевозки 200 тыс., а затем 1 млн автомобилей в год из Японии, Кореи, Таиланда и Китая в Россию. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя компании, сообщает KONKURENT.RU.

Sollers хочет гнать автомобили из АТР
© Konkurent.ru

Сейчас машины отправляются морем, но тарифы на фрахт по Deep Sea в последнее время выросли в разы, пояснил собеседник газеты. «Если ОАО «Российские железные дороги» модернизирует припортовые станции на Дальнем Востоке и предложит долгосрочный специальный тариф, мы уверены, что сможем разработать конкурентное решение по мультимодальной логистике через Транссибирскую магистраль для азиатских автоконцернов. Затем можно будет претендовать и на часть огромного грузопотока азиатских автомобилей, следующих в Европу, – около 5 млн машин в год», - сказал он.

У Sollers уже есть опыт отправки машин с Дальнего Востока: автомобили совместного предприятия c Mazda, выпускающиеся во Владивостоке, доставляются в центр РФ по железной дороге. Перевозки поддерживаются государством. «Мазда Соллерс» пользуется субсидией на перевозку автомобилей с 2013 г. Размер льготы составлял ежегодно до 500 млн руб. В начале прошлого года Минпромторг инициировал вопрос о ликвидации льготного механизма, обосновывая это тем, что целевой поддержки отдельных компаний быть не должно, тем более что специнвестконтракт (СПИК, дает налоговые льготы в обмен на инвестиции) «Мазда Соллерс» в любом случае продолжит действовать.

СПИК «Мазда Соллерс» подписала в 2016 г. для реализации завода по производству двигателей в ТОР «Надеждинская». Компания обязалась создать не только производство двигателей Mazda SkyActiv-G на экспорт мощностью 50 тыс. штук в год в Приморском крае (было запущено в сентябре 2018 г.), а также начать выпуск обновленных моделей Mazda6 и Mazda CX-5. Кроме того, СП планировало локализовать ряд технологических операций по обработке базовых компонентов двигателей.

Однако Sollers обратился в правительство. Указывалось, что отмена субсидий значительно ухудшает параметры реализации СПИК и окупаемости инвестиций в создание новых мощностей по производству двигателей. Тем более на фоне пандемии коронавируса. В итоге судьба завода стала бы зависеть от того, насколько за счет внутренней оптимизации можно будет покрыть дополнительные расходы, а также предоставят ли партнеры из Mazda льготные условия по комплектующим.

В Sollers заявили, что объем субсидий в 2021 г. составляет лишь 250 млн руб. И на этом фоне новая ниша может дать дополнительные возможности. Перевозки контейнеров по сети РЖД, увеличивающиеся под влиянием роста спроса и ставок фрахта на морских маршрутах, за 8 месяцев 2021 г. составили 4,2 млн TEU (Twentyfoot Equivalent Unit – единица измерения груза, равная объему одного 20-ти футового контейнера) – на 13,9% больше, чем за тот же период годом ранее. Транспортировка автомобилей и комплектующих при этом выросла на 31,2%, до 187,3 тыс. тонн.

Субсидировавшийся в 2020 г. контейнерный маршрут из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через порты Дальнего Востока также растет: в I полугодии перевозки из Китая увеличились со 147 до 3 тыс. TEU, из других стран АТР – в 8 раз, до 14,8 тыс. TEU.

Владелец Sollers Сергей Швецов на одной из сессий Восточного экономического форума во Владивостоке говорил, что полтора года назад компания начала перевозку собственных автомобилей контейнерными поездами и это оказалось существенно быстрее повагонных отправок. «Наши партнеры – Mazda, Isuzu, китайские компании, – увеличили доставку в 3 раза», - говорил он. По оценке Швецова, морским путем автомобиль идет из Азии в Западную Eвропу 50 дней, по Транссибу – 20 дней.

О намерении развивать маршрут на условиях скидок в Sollers говорили и раньше, но сейчас компания готова давать долгосрочные гарантии: «Мы можем подписывать контракт ship-or-pay, если будут инвестиции от «Российских железных дорог» в модернизацию станций Восточного полигона под контейнерные перевозки», - сообщил «Коммерсанту» представитель компании.