«Операция Эскалин»: почему армия Британии вступает в борьбу с топливным кризисом в стране
Правительство Великобритании собирается мобилизовать армию из-за топливного кризиса в стране. Как пишет газета Times, участие военных в доставке бензина уже получило название - «Операция Эскалин». Этот план используют в случае чрезвычайных обстоятельств. Пока правительство использует более простые меры: водителей грузовиков освободили от экзамена на продление прав и выделили пять тысяч краткосрочных виз, для рабочих из Европы. Топливные компании в свою очередь ввели на заправках лимит. Выдают в одни руки не больше 25 литров. Там заверили: бензина в стране достаточно. Кризис будет решен в течение нескольких дней.
Однако водители такси в Лондоне призвали правительство ввести заправочные станции только для основных пользователей . Это происходит из-за того, что таксисты изо всех сил пытаются заправиться в условиях кризиса, который они уже окрестили «кошмаром» - заправочные станции по всей столице иссякают - некоторые остались без топлива после панических покупок на выходных .
На дорогах образовались очереди на АЗС. Для водителей Лондона это единственный шанс остаться на ходу. Компании стихийно закрываются, некоторые уже повесили таблички «не работаем» на 9 из 10 своих точек. Люди впадают в отчаяние и устраивают настоящие схватки за топливо.
«За последние 24 часа я таксовал всего три часа и постоянно искал бензин. В конце концов, я нашел, где можно заправиться с девятой попытки, но мне пришлось стоять в очереди полтора часа, чтобы заправить совсем немного», - рассказывает один из водителей.
Не больше 25 литров на руки - ограничение действует несколько суток. Нервы у автомобилистов сдают. На станции они приходят со своими канистрами и даже пластиковыми бутылками - что строго запрещено.
Водители отказываются пропускать в очередь кареты скорой помощи - у которых действует приоритет. Это крупнейший топливный кризис на британских островах. Последний был в нулевых - когда к власти пришли лейбористы.
«Здесь, в Англии, ситуация очень плохая. Не работает большинство заправок . И нам приходится ждать, пока правительство что-то предпримет».
Правительство заверяло - причин для тревоги нет. Якобы топлива в стране достаточно. Народ не поверил и начал стихийно закупать бензин, причем с запасом.
«Мы можем только продолжать убеждать людей, что у нас достаточно бензина - как на хранении, так и на выходе из этих нефтеперерабатывающих заводов, и единственная причина, по которой у нас сейчас проблемы с некоторыми заправочными станциями - не наличие бензина на АЗС - а то, что люди покупают бензин, который им не нужен», - считает британский министр окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Джордж Юстис.
В министерстве транспорта теперь разрабатывают план «Б». В случае ухудшения ситуации в Лондоне начнут операцию «Эскалин» с привлечением военных. Их уже инструктируют - как, куда и кому доставлять горючее на танкерах.
«Что касается таких вещей, как безопасность граждан, мы будем задействовать военных. Если это действительно может помочь, мы их задействуем», - заявил Министр транспорта Великобритании Грант Шэппс.
Проблема куда глубже, чем кажется. Бензин в королевстве есть, доставлять его на станции - некому. Винят во всем действующую политическую силу. Великобритания теряет внушительную рабочую компетенцию, которая бездумно замещалась за счет интенсивного притока мигрантов. Затем один удар за другим: пандемия, Brexit. Границы для приезжих закрылись. В грузоперевозках наступил коллапс - водителей фур во всем государстве меньше 100 тысяч.
Соединенное королевство лихорадит: цены на продукты, товары первой необходимости и топливо бьют рекорды. СМИ подливают масло в огонь: «панической скупкой» называет происходящее The Times. А местная телеведущая Кей Берлей предупреждает - это еще не конец.
«В графстве Суррей - тоже Англия - хотят продавать топливо только представителям социально-значимых профессий», - написала она в Twitter.
Некогда добрые соседи быстро сменили риторику. В Евросоюзе по отношению к Великобритании теперь одно мнение, в духе - «А мы же говорили...». Госсекретарь по делам Европы при МИД Франции Клеман Бон эту мысль особо подчеркивает.
«Я отнюдь не радуюсь происходящему сейчас в Великобритании, но с каждым днем становится все более очевидно то интеллектуальное мошенничество, на котором основан Brexit. Теперь цены на энергию растут в Британии еще быстрее, чем во Франции», - считает Бон.
Политика нового британского света складывается из парадокса: уровень безработицы растет, при этом граждан подсадили на программы соцобеспечения и льготы. Как следствие - идти в водители или грузчики мало кто хочет. COVID-19 рано или поздно закончится, а Brexit станет делом привычном. Но проблему с собственными трудовыми ресурсами Британии решать все же придется.