Войти в почту

Они были до Urus и Bentayga: 8 необычных внедорожников, о которых вы могли не знать

###  Казалось бы, одно лишь имя обязывает этот Bentley вписать себя в историю жирным шрифтом. Но его нет ни в официальной номенклатуре британцев, ни на дорогах общего пользования. Причина — влиятельный заказчик, который сделал все, чтобы чудаковатый кроссовер не стал достоянием публики.
Они были до Urus и Bentayga: 8 необычных внедорожников, о которых вы могли не знать
© Motor.ru
Имя этого человека — Хассанал Болкиах, а титул — султан Брунея. Теперь поняли? Именно этот человек славится на всю планету не только неприлично обширным гаражом, но и страстью к уникальным проектам от самых-самых автопроизводителей мира.
Само собой, официальных данных об этом автомобиле нет, зато слухов предостаточно. Говорят, идея заполучить нетипичный внедорожник пришла султану в голову еще в 1994 году. Свои изыски Хассанал обычно отправлял известным, но не слишком богатым производителям, коим и стал Bentley. Англичане были совсем не против поработать сверхурочно за внушительный бонус, но уже в начале работы столкнулись с проблемой: первый в истории марки внедорожник просто не на чем строить.
Материальной базы для создания SUV у Bentley не было, поэтому компания остановила свой выбор на… [Range Rover](https://motor.ru/stories/range-rover-50-anniversary.htm)! Этот факт производитель мастерски скрыл под обводами созданного с нуля кузова, но ни пропорции, ни VIN-коды автомобилей не врут. С оговоркой «вроде бы».
Позднее эта интрижка не помешала Bentley объявить [Bentayga]( https://motor.ru/testdrives/bentayga-speed.htm) первым SUV за всю свою историю — ведь доказательства обратного надежно хранятся в гараже султана. А оттуда, как известно, секреты просачиваются совсем не часто.
###  Это сейчас [Lamborghini Urus]( https://motor.ru/reports/lamborghini-urus-travel.htm) сияет и в финансовых отчетностях итальянской компании, и в гаражах западных рэперов. Путь к такому успеху у Lamborghini оказался невероятно тернистым. И чем дальше мы уходим в историю, тем сложнее обстоят дела.
В 1970-х годах небольшая, но гордая компания испытывала проблемы с финансами и активно искала их решение. Одним из таких вариантов оказалось сотрудничество с другими компаниями и даже государствами. По счастливому стечению обстоятельств, именно в тот момент США объявили о конкурсе на создание вездехода для армии, и Lamborghini сразу включилась в гонку.
Но все пошло не так с самого начала. Компания MTI, с которой Lamborghini сотрудничала в разработке внедорожника, скопировала конструкцию кузова у еще одного конкурсанта: FMC XR311. Мало того, что принципиально вездеход был плодом плагиата, так еще и силовую установку Chrysler мощностью 180 л.с. итальянцы решили установить посередине. Результатом стали кошмарная динамика при массе машины в 2 тонны и незавидная управляемость из-за неправильной развесовки по осям.
Логичный итог — Lamborghini проиграла конкурс, уступив первенство AM General. Глядя на это, компания BMW тоже не захотела иметь дел с итальянцами и свернула проект по совместной разработке среднемоторного суперкара. Но Lamborghini все-таки довела дело до конца: поменяла внедорожнику хилый американский V8 на пламенный V12 от Lamborghini Countach, расположила его перед водителем и одарила результат индексом LM002.
Впрочем, даже после создания «Рэмбо-Ламбо» исследования Lamborghini на тему SUV не завершились…
###  Оказывается, между Lamborghini LM002 и Urus тоже есть недостающее звено. И это даже не первый автомобиль с индексом LM003. Изначально такое имя досталось прототипу LM002 с дизельным (!) турбированным (!!) двигателем. Такого не снилось даже «Урусу»…
На этот раз глубоко уходить в историю не придется — отправимся в 1997 год, времена, когда Lamborghini находилась во владении компаний Mycom Setdco и V'Power, а до продажи компании концерну Volkswagen AG оставался всего год.
Владельцы Lamborghini решили изучить необходимость возвращения в модельный ряд внедорожника, что было особенно актуальным на фоне растущей популярности Range Rover. Итальянцы обратились к компании SZ Design, имевшей связь с Zagato — что отчасти объясняет необычный дизайн Lamborghini LM003 Borneo. Дизайнеры создали несколько эскизов, даже подготовили масштабный макет, но в металле проект так и не воплотили. Виной тому стал неожиданно низкий интерес клиентов Lamborghini к проекту: им подавай преемника Diablo, а не чудаковатое переосмысление штучной легенды прошлого. Может, оно и к лучшему?
###  Среднеразмерный пикап Dodge с большими буквами «SHELBY» на кузове… Да, 1980-е были действительно странным временем для великого американского тюнера.
В истории каждой компании бывают и бурные шторма, и приятные бризы. Для Shelby шторм — это те громкие годы, когда Ford GT40 раз за разом рвал ленту первенства в Ле-Мане, а перекачанный AC Cobra был синонимом рок-н-ролла. Но 1980-е годы были даже не бризом, а мертвым штилем. Вот уже второе десятилетие компания не выпускала автомобилей с двигателями V8 и приводом на заднюю ось.
Параллельно с этим Dodge пригласила к себе Ли Якокку, чтобы он напряг свой гениальный разум и сделал автомобили фирмы great again. Ли позвал своего давнего друга Кэррола Шелби вместе тряхнуть стариной, и выбор пал на популярный пикап [Dodge Dakota](https://motor.ru/stories/rare-us-trucks.htm).
В 1998 году Шелби вытащил из-под капота Dodge Ram 5,2-литровый V8 и попробовал внедрить его в конструкцию более компактной Dakota. В подкапотном пространстве пикапа стало так тесно, что еще чуть-чуть — и мотор просто схлопнется внутрь самого себя, образовав черную дыру. Кстати, генерировала эта сингулярность 175 л.с. и 270 Нм крутящего момента, что для тех времен было не так-то и плохо.
Но мечтать о коммерческом успехе заднеприводного зверька было наивно, поэтому тираж модели ограничили на 1500 экземплярах: 505 белых и 995 красных. И лишь пару лет спустя Ford представила первый F-150 SVT Lightning, а GMC – легендарный [Syclone](https://motor.ru/stories/30-years-of-gmc-syclone.htm).
###  Что объединяет Maybach и Lagonda? Правильный ответ: культовый статус в прошлом, который не давал покоя маркетологам материнских компаний. Но если люксовое подразделение Mercedes-Benz всё же сумело вернуться из забытья относительно малой кровью, то Aston Martin пытается подступиться к той же идее уже тринадцатый год.
Первым вестником возвращения суббренда стал концепт Aston Martin Lagonda, который очень трудно идентифицировать как вид. Что-то между седаном и SUV, щедро политое хромом, было представлено в 2009 году как способ расширить рынки присутствия британского бренда. Глава Aston Martin рассказывал, что новый кроссовер будет прирожденным городским жителем, который не питает амбиций к рекордам Нюрбургринга и вместо этого берет роскошью и комфортом. Еще бы — в основе концепта лежала платформа Mercedes-Benz GL. К слову, еще одна ниточка, ведущая к Maybach.
История показала, что с годами взгляд Aston Martin на кроссоверы изменился, и SUV теперь совсем не зазорно носить крылатый шильдик. Но в 2019 году британцы снова вернулись к идее вместительного автомобиля от люксового бренда. Теперь — с электрической силовой установкой, левитирующим ключом в салоне и названием [All-Terrain Concept]( https://motor.ru/news/lagonda-suv-05-03-2019.htm). А единственным сколь-нибудь серийным автомобилем Lagonda 21 века и вовсе стал седан [Taraf]( https://motor.ru/news/tarafprice-17-08-2015.htm) для арабских стран. Но это уже совсем другая история.
###  Maserati тоже начала рваться в бой за сегмент кроссоверов еще почти два десятка лет назад. И перед концептом Kubang, который предшествовал серийному Levante, был еще один: Maserati Kubang GT Wagon.
Под кузовом с необычными пропорциями скрывались гены Italdesign Giugiaro и платформа Audi A8. Итальянцы до последнего надеялись наладить производство серийного SUV в коллаборации с немцами, но что-то пошло не так, и проект свернули до лучших времен.
А ведь в далеком 2003 году Kubang GT Wagon мог удивить. Прежде всего, смелостью: в качестве силовой установки предполагался двигатель V8 от Maserati 3200 GT мощностью 390 л.с., а в числе других преимуществ называли полный привод, почти идеальное распределение веса по осям и низкий центр тяжести. Если бы Maserati Kubang GT Wagon добрался до серийного производства, жизнь Porsche Cayenne Turbo могла бы стать куда тяжелее.
Главным преимуществом и в то же время недостатком можно было назвать дизайн. Не то кроссовер, не то хэтчбек с чертами минивэна — плоть от плоти концепта [Buran](https://motor.ru/selector/maseratiburan.htm) 2000 года. И если у вас возникла аналогия с тем самым Бураном, она неслучайна: ни тот, ни другой так и не дождались светлого будущего.
А вот кроссовер от Maserati все-таки увидел свет. Пускай с другим названием и иной концепцией.
###  Дамы и господа, перед вами, возможно, самый странный автомобиль, когда-либо носивший шильдик Zagato. Да, даже страннее, чем [Alfa Romeo S.Z.](https://motor.ru/stories/ne-ozhidali-ot-alfa-romeo.htm)
Своим рождением этот плод любви японской расчетливости и итальянской страсти обязан 50-летию с момента создания подразделения Toyopet. Компания Toyota сочла, что отличным способом отметить праздник будет премьера семейного кроссовера, переодетого в… раллийный автомобиль! При выборе творческого партнера на ум японцам сразу пришла компания Zagato.
Оставим за бортом размышления о логичности такого решения и рассмотрим стилистику автомобиля. Взглянуть здесь есть на что: раздутые расширители арок, в которых кто-то может увидеть черты Lancia Delta Integrale, дополнительные вентиляционные прорези в крыльях и переднем бампере и безальтернативные золотистые колесные диски.
Всего в 2006 году Toyota выпустила 250 подобных автомобилей ценой от 42 тысяч долларов, что на тот момент равнялось 1,12 миллиона рублей. Даже с поправкой на положение рубля в те годы — довольно демократичный способ заполучить автомобиль с заветной литерой «Z» на кузове, не правда ли?
###  Закончить опус о неродившихся и просто странных проектах хочется одним «паровозиком, который смог». Без мам, пап и кредитов — но с одним увлеченным миллионером во главе.
История этого автомобиля берет свое начало в 1967 году, когда компания Hurst Performance Products выпустила два гоночных багги Baja Boot. На одном из таких автомобилей выступал сам Стив Маккуин! Такое яркое наследие сильно впечатлило коллекционера Джеймса Кэмерона Гликенхауса, владельца фирмы SCG.
Вплоть до недавнего времени компания Джеймса была известна только суперкарами и гоночными болидами для 24-часовых гонок на выносливость. Но Гликенхаус тот еще авантюрист, и он решил возродить старый «ботинок» для гонок 21 века. Инженеры SCG объединили старую концепцию с джиэмовским V8 мощностью не менее 650 л.с. и 40-дюймовыми шинами. Результатом стал ультимативный вездеход, которому в 2019 году покорилась даже Baja 1000.
Джеймса настолько обрадовал триумф технологий, что он наградил дорожные [SCG Boot]( https://motor.ru/news/scg-boot-16-08-2019.htm) ценником в две с лишним сотни тысяч долларов и объявил о разработке четырехместной версии. А в 2021 году «Ботинок» немного раздобрел и обзавелся водородным вариантом с пробегом до 1600 км на одном баке. Радостно, что в мире не перевелись богатые петролхэды!

Крупные автопроизводители потянулись в сегмент внедорожников гораздо раньше, чем вы могли себе представить. Правда, почти все подобные эксперименты либо окончились неудачей, либо были отложены на пару десятков лет. Сегодня мы сдуваем пыль с забытых фолиантов — а заодно восхищаемся смелостью одной маленькой американской компании. Итак, что же было до крутейших Lamborghini Urus и Bentley Bentayga?