В сентябре в России подорожали 18 марок автомобилей, следует из отчета «Авто.ру». Это все марки, которые вы можете припомнить — и премиальные, и масс-сегмент.
Внизу списка — Nissan X-Trail и Mazda CX-30, рост в 1,5%. Больше всего — на 3,5-4% — подорожали Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade, Volkswagen Taos. Вся линейка «Лада» прибавила в среднем 2%. Там же — УАЗ Pickup и «Патриот». Если в рублях, то Lada Granta прибавила 14 тысяч, Lada Vesta — 25 тысяч, Lada Largus — 33 тысячи рублей. Пикап Mitsubishi L200 подорожал на 70 тысяч рублей, а Lexus RX в премиум-комплектации — на 328 тысяч.
Обратим внимание на сравнительный список цен на авто в 2012 году и в 21-м. Разница здесь гораздо нагляднее и позволяет оценить общую перспективу. Kia Rio, седан, — в 12-м году — от 480 тысяч рублей, сейчас — минимум 900 тысяч. Mazda CX-5 — сейчас не найти дешевле 1 млн 800 тысяч, Toyota Camry стала дороже в два раза — почти 2 млн рублей. Даже Lada Granta обойдется в два раза дороже — раньше 260 тысяч, сейчас 545 тысяч рублей. В последние годы рост цен происходит быстрее, говорит директор по маркетингу автогруппы «Авилон» Андрей Каменский:
Андрей Каменский директор по маркетингу автогруппы «Авилон» «Ситуация с поставками из-за нехватки комплектующих, в том числе микрочипов, в ближайшее время кардинально не изменится. Перспектив для снижения спроса на рынке сейчас нет. Выбор очень ограничен: по некоторым автомобилям нет базовых комплектаций, по некоторым — наоборот. За последние три года состоялось самое продолжительное и самое заметное повышение цен. Автомобили дорожали в среднем на 15% в год. Если мы с вами эти коэффициенты перемножим, то мы получим, что автомобили выросли за последнее время уже в полтора раза и больше. Ясное дело, если с 2012 годом сравнивать, я думаю, что как раз в 2-2,5 раза и будет рост цен».
Отдельная история с поставками автомобилей — сейчас ждать машину приходится полгода — год. Это норма. Об этом говорят все опрошенные Business FM дилеры. На личном опыте могу сказать — прибытие заказанной Mazda CX-5 последней комплектации переносилось с десяток раз, ожидание заняло больше восьми месяцев — пока заявку мы просто не забрали. Машина так и не приехала, дилер разводил руками. Пришлось искать ту же модель в автосалонах, и за это время она, конечно, стала дороже. Ситуацию на авторынке еще не назовешь катастрофой, но это пока, говорит директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов:
Александр Кустов директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» «Дистрибьютеры и поддержки убрали, и цены повысили. У нас сейчас наблюдаются сложности с поставками автомобилей. Это касается, по сути, всех брендов, которые представлены в нашем портфеле. Наши дистрибьюторы говорят, что ситуация не станет лучше раньше, чем в середине следующего года. Вы еще полтора-два года назад могли Hyundai Solaris купить где-то по цене от 600 тысяч рублей, до миллиона. Сейчас, по сути, это старт цены на Hyundai Solaris. Сейчас сроки ожидания по некоторым моделям достигают полгода-год. Самые большие сроки, которые есть сейчас, — по премиальной линейке, по некоторым моделям Audi особенно. Есть люди, которые готовы покупать. Но сейчас у многих дилеров, Питер и Москва, наблюдается общий повальный дефицит. Сколько это будет продолжаться и насколько еще производитель может повысить цены и не оттолкнуть клиента — это открытый вопрос, у нас он тоже вызывает отдельные опасения».
Последствия уже наступили: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России сократились почти на четверть год к году. 120 тысяч проданных машин в этом сентябре против 155 тысяч — в прошлом.