ОСАГО для избранных: почему не все водители могут получить полис
В чем проблема «Мы занимаемся пассажирскими перевозками по Копейску. Сейчас заканчивается страховка у двух машин. Новый полис на одну из них мы с трудом купили. И то он действует всего пять месяцев. На вторую машину полис не можем купить уже почти месяц», – рассказала «ФедералПресс» владелица небольшого транспортного предприятия Рафида Суктубаева. По ее словам, такая проблема со страхованием машин категории «D» сложилась по всей России. Им в компаниях объясняют, что полисов нет, стравят в очередь ожидания, которая длится неделями. Одну машину Рафида Суктубаева застраховать все-таки смогли, но полис агент «поймал» только ночью и сроком действия всего на пять месяцев. Письменного отказа в выдаче полисом тоже никто не дает. «Я узнавала, штраф за езду без полиса ОСАГО – 800 рублей. Сумма небольшая. Но в случае ДТП нам самим придется оплачивать расходы. Да и его отсутствие нарушает правила лицензии на пассажирские перевозки», – говорит Рафида. Представитель одной из страховых компаний Челябинска, пожелавший остаться неизвестным, говорит, что такая проблема действительно существует. И она касается не только водителей категории «D», но и молодых водителей и тех, кто часто попадает в ДТП. Причина простая – в таких водителях страховые компании не заинтересованы. «Мы ориентированы на получение прибыли. Сами знаете, как ездят маршрутчики: они постоянно попадают в аварии. Мы, условно говорят, получили со страховки 100 тысяч, а 95 тысяч из нее мы отдали на ремонт после ДТП, в которое они попали. Из оставшихся пяти тысяч еще нужно выплатить зарплату своим сотрудникам», – говорит собеседник «ФедералПресс». То же самое касается молодых водителей и тех, кто постоянно попадает в ДТП. Даже с учетом того, что они платят за страховку более высокую сумму, чем остальные, страховщикам такие клиенты не интересны. И им тоже отказывают в получение полиса. Вот и Рафида признается, что хотела оформить страховку на свой личный транспорт и вписать в него пять человек. Но в страховой вписали только двоих, а остальных не стали. Как поступать водителям Сами страховые агенты в таких случаях советуют сначала купить страховку на так называемый «сегмент», а потом вписать туда водителей из категории «несегмент», то есть молодых или часто нарушающих ПДД. «Либо, как вариант, ехать за страховкой в центральный офис компании, снимать все на телефон, тогда есть шанс, что страховку вам продадут. Или обращаться к свободным агентам, но те попросят процент за свои услуги или дополнительно застраховать дом или квартиру», – говорит представитель страховой компании. И тут же признается, что теперь и для себя не всегда может купить страховку. На днях пришлось отказать близкому родственнику, который побывал в течение года в двух ДТП. Страховая компания отказала ему в полисе, другая насчитала более 40 тысяч за страховку. Руководитель Российского союза автостраховщиков в Уральском федеральном округе Вячеслав Тарасов говорит, что проблема с получением автомобильных полисов действительно есть. И он называет ту же причину, что и представитель страховой компании – некоторых автомобилистов страховать просто невыгодно. Проблема существует не только в Челябинске, но и по всей стране. Чтобы ее решить, нужно поднять тариф, но это дополнительная финансовая нагрузка для населения. Пока задача не решена, Вячеслав Тарасов советует автомобилистам обращаться в надзорные органы. «Вы приходите в страховую и, если с вами сразу не заключили договор, вы тут же можете сообщить об этом в компетентные органы: к нам в РСА, Центральный банк или прокуратуру. Если вас поставили в электронную очередь, значит, ваше заявление оставили без внимания. Жалуйтесь. А дальше нужно разбираться с конкретным случаем индивидуально», – прокомментировал ситуацию Вячеслав Тарасов. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева