Сможет ли российский авторынок прекратить снижаться
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в сентябре зафиксировал падение объемов реализации машин на 22,6% в годовом сравнении. "Как и ожидалось, негативный тренд продолжается, хотя по результатам первых трех кварталов все же наблюдается рост на 15,1% по сравнению с тем же периодом 2020 года: всего продано 1 260 111 новых легковых и легких коммерческих автомобилей", - констатировал председатель комитета Томас Штэрцель.
Слабые показатели почти у всех традиционных лидеров рынка, кроме Toyota. Объем реализации автомобилей Renault упал на 46%, Skoda - на 33%, Volkswagen - на 27%, Hyundai - на 26%. И в АЕБ полагают, что тенденция продолжится.
"Дефицит автомобилей, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы, такие как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы, будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев", - отметил Штэрцель.
В минпромторге на ситуацию смотрят оптимистичнее. Там также связали падение рынка с ситуацией в мировом автопроме. Но при этом посчитали возможным ожидать роста продаж по итогам года. "Принимая во внимание высокую степень волатильности на мировом автомобильном рынке, следует отметить, что позитивный потенциал рынка у нас еще не исчерпан и при наличии положительной конъюнктуры вполне может быть реализован, поэтому пока не имеет смысла изменять прогнозы по итогам года", - заявил представитель минпромторга (цитата по ТАСС).
Эксперты "РГ" предпосылок для этого пока не видят. "В отличие от производителей электроники, заводы-производители автомобилей покупают запчасти и расходники без резерва - только то количество, которое требуется для сборки. Отсутствие резерва не позволяет выпускать новые авто в полном объеме, на который рассчитаны мощности концернов. С учетом того, что глобальный дефицит чипов сохранится до середины 2022 года, ожидать восстановления поставок новых авто в салоны раньше не стоит", - полагает гендиректор "АвтоСпецЦентра" Андрей Терлюкевич.