«Японский городовой!»: За пьяные ДТП пассажиры авто ответят стотысячным штрафом
Помню, вместе со мной в институте училась девушка, Марина С. Активистка, спортсменка, красавица. Не комсомолка, конечно, но это не важно.
Важно то, что всего за несколько дней до защиты диплома мы все были ошарашены новостью – Марину, возвращавшуюся домой с консультаций, сбила машина. На пешеходном переходе, насмерть, буквально размазав по бордюрам и опоре освещения. Водителю, отмечавшему покупку авто, было не до отслеживания дорожной ситуации, они с другом спешили за очередной порцией горячительного.
Было это довольно давно, но я до сих пор четко помню, как криво ухмыльнулся водитель авто, отделавшийся «легким испугом» – полгода без прав, да смехотворный штраф, поскольку ему как-то удалось перевернуть результаты экспертиз в свою пользу. Однако ярче всего я помню наполненные смертной мукой глаза поседевшей и высохшей практически до состояния мумии матери Марины, ее опущенные плечи и слезный крик в адрес пассажира той злополучной машины, который вообще оказался не при делах: «Почему же ты его не остановил, почему? Ведь ты же трезвый был, разве не мог его уговорить не ехать?»
И в настоящее время число трагических ДТП по-прежнему впечатляет, а главное – любителей сесть за руль после застолья, похоже, ничто не останавливает. Только за 2020 год по вине пьяных водителей на дорогах России произошло 13 800 аварий, почти 270 тысяч таких «автолюбителей» были привлечены к административной ответственности.
Одно дело, если бы все заканчивалось повреждением имущества – любая, даже самая покореженная «железка» не идет ни в какое сравнение по ценности с человеческой жизнью. Но нет, в одном только 2020 году в «пьяных» авариях погибло порядка 3,6 тысячи человек. А если суммировать эти потери за несколько лет?
А каковы обстоятельства! Стоит лишь набрать в поисковике фразу «пьяная компания смертельное ДТП», как остается только руками разводить.
Вот лишь несколько примеров.
Тверская область, пятый километр дороги «Ручьи-Данилово», 6 октября 2018 года. Водитель «ВАЗ-210930» не справляется с управлением и съезжает в кювет.
Как сообщили сотрудники местного ГИБДД, 17-летний пассажир автомобиля, который находился на заднем сиденье справа и не был пристегнут ремнем безопасности, от полученных травм скончался, также получили травмы 13-летняя и 16-летняя девушки. Все находившиеся в автомобиле граждане находились в состоянии алкогольного опьянения.
Санкт-Петербург, ночь на 13 июля 2019 года. На пересечении улиц Ленинградской и Советской автомобиль «Субару» влетает в стоящий на светофоре «Хёндай». Иномарки выносит на середину дороги, летят искры.
В результате ЧП водители обеих машин скончались. Со слов очевидцев, компания, ехавшая в «Субару», была пьяна.
Нижний Новгород, 13 июня 2020 года, Гребной канал. Автомобиль Cadillac GMX 322 двигается по набережной со стороны улицы Красная Слобода в направлении улицы Слобода Печеры, выезжает на полосу встречного движения, теряет управление и опрокидывается. Пассажир автомашины от полученных травм умирает на месте.
Как сообщила местная пресса, управлявший машиной виновник ДТП от медицинского освидетельствования отказался, при этом областной прокуратурой было признанно законным решение следственных органов о возбуждении уголовного дела по п. «а» ч. 4 ст. 264 УК РФ – «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения».
Красноярский край, Иланский район, 12 июля 2021 года. Знатно соображавшая «на троих» компания мужчин собирается искупаться в озере, до которого решено добираться на машине.
В итоге пьяный водитель не справился с управлением и врезался в гараж. Он сам погиб на месте, его товарищ скончался в карете «Скорой помощи», третий друг выжил, но серьезно пострадал. Неизвестно, что сталось бы с четвертым пассажиром, прими он приглашение искупаться. Однако тот, не принимая участия в распитии спиртных напитков, благоразумно от печального вояжа отказался.
И это всерьез беспокоит.
Но что делает по этому поводу власть?
«За 2020 год доля лиц, совершивших такое преступление [езда в пьяном виде] повторно, составила 20%, в то время как в 2018 году было 10% процентов», - еще в мае заявлял депутатам Госдумы полпред кабинета министров в нижней палате парламента Александр Синенко, особо подчеркивая, что необходимо сформировать в обществе тотальную нетерпимость к этому явлению. В некоторых регионах, тогда же обращал внимание депутат «Единой России» Владимир Синяговский, наблюдается рост рецидивов аж в четыре раза.
На этом фоне вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения поручил до 1 ноября представить предложения о введении уголовной ответственности для водителей за езду в нетрезвом виде.
Однако подобные предложения уже есть. Причем решающие разом не только проблему «рецидивных», но и вообще любых «пьяных» ДТП.
Так, предприниматель и активист Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России» уверен, что вектор роста «пьяных ДТП» можно довольно быстро развернуть в противоположную сторону. Для этого нужно взять на вооружение успешные примеры и опыт развитых цивилизованных стран.
- Смотрите, благодаря ужесточению наказаний за нарушение правил дорожного движения, и в особенности – за езду в нетрезвом виде, той же Япония с ее стремительным ростом количества автомобилей удалось значительно сократить смертность на дорогах. Так, в период с 2000 года до 2019 года она упала на 62%, то есть почти в 3 раза! – поделился он с «СП» своей точкой зрения на ситуацию. – В итоге по состоянию на 2019 год показатель смертности в Стране восходящего солнца составил 3,1 на 100 000 человек, в то время как в Евросоюзе он составил 5,12, а в России – вообще 11,63. При этом уровень смертности конкретно в ДТП с употреблявшими алкоголь в Японии составил 4,9%, тогда как в России аналогичный показатель оказался в 5–6 раз выше.
«СП»: - Как же это удалось?
- Все потому, что за вождение в нетрезвом виде японским законом предусмотрено довольно грозное наказание – до 1 миллиона иен (порядка 650 000 рублей) и до 5 лет тюремного заключения в зависимости от уровня интоксикации.
Более того, в Японии установлены меры за безответственное поведение окружающих водителя граждан. За езду с нетрезвым водителем пассажир может быть наказан штрафом до 5 тысяч долларов США и тюремным сроком до трех лет. Причем наказание может понести даже сотрудник магазина или бармен, если он продаст алкоголь клиенту, зная, что тот за рулем. Поэтому, кстати, даже в элитных японских ресторанах официанты перед подачей алкоголя могут уточнить у посетителей, приехали ли они на автомобиле, и кто их повезет обратно.
«СП»: - Вы предлагаете конкретно на Японию равняться?
- Факт того, что определенные ужесточающие меры предпринимать необходимо, очевиден. И я предлагаю, во-первых, увеличить для водителей размеры штрафов и сроков лишения прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Действующее наказание за нарушение, не содержащее уголовно наказуемого деяния, состоит из штрафа 30 000 рублей и лишения прав сроком от полутора до двух лет. Я же предлагаю увеличить сумму до 100 000 рублей, а срок лишения – до 3 лет. Аналогичным образом нужно наказывать и за передачу управления транспортным средством нетрезвому водителю.
В случае, если нетрезвый водитель прав не имеет, срок административного ареста следует увеличить с 10–15 до 30 суток, а штраф также поднять до 100 000 рублей. Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку помимо риска долгосрочного лишения прав каждый случай нетрезвого вождения будет создавать значительную угрозу личному бюджету.
Во-вторых, я считаю необходимым привлечение к ответственности и пассажиров транспортного средства, управляемого водителем в состоянии опьянения, причем независимо от того были ли сами пассажиры пьяны или нет.
«СП»: - Но, позвольте, во-первых, это не предусмотрено действующим законодательством, за исключением случаев передачи транспортного средства пьяному водителю. Во-вторых, кое-кому из россиян подобные меры могут показаться слишком радикальными и суровыми. «Мы-то ту причем? – могут они сказать. – Это ж не мы пьяными за руль сели, нас к ответственности привлекать не за что».
- Мне кажется, что внедрение ответственности пассажира за езду под управлением нетрезвого водителя является необходимой мерой вот по каким причинам.
Во-первых, лица, садящиеся в одно транспортное средство с пьяным водителем, таким образом одобряют и поощряют совершение им правонарушения, при этом осознанно подвергая свою жизнь и здоровье опасности.
Во-вторых, не сумев отговорить нетрезвого водителя и воспользовавшись его услугами, такие пассажиры становятся соучастниками преступления, исходя из общечеловеческих моральных принципов и логики.
«СП»: - Что же, звучит вполне логично, особенно если учесть, что подобный принцип применяется сейчас в силовых структурах – за административные, а уж тем более за уголовные преступления подчиненных погоны снимают и с их непосредственных начальников, даже если последние и не могли ничего знать о преступной деятельности первых.
Но, все-таки, так ли уж необходимо всех стричь под одну гребенку? А как же, например, пассажиры такси? Вот, например, заказал я через какой-нибудь агрегатор машину, и что мне, водителя обнюхивать и допрос устраивать, прежде чем в салон сесть?
- С одной стороны, я считаю, пассажиры общественного транспорта и такси все же должны иметь возможность избежать наказания, поскольку факт употребления опьяняющих препаратов водителем им может быть и неизвестен.
Но, с другой стороны, налагая денежный штраф за езду вместе с пьяным водителем, государство будет мотивировать пассажиров, чтобы они и убеждали водителей воздерживаться от употребления опьяняющих веществ за рулем, и чтобы по максимуму удостоверялись в его трезвости перед поездкой.
Очевидно же, что подобное усиление давления на нетрезвых водителей с целью удерживания их от езды в таком состоянии заметно сократит случаи подобной незаконной и опасной езды. Предлагаемые меры сократят число пострадавших от ДТП с участием нетрезвых водителей и поспособствуют сохранению жизней тысяч россиян, гибнущих из-за тех, кто не боится садиться пьяным за руль.
«СП»: - Как вы полагаете, прислушается ли государство к подобным рекомендациям? Ведь ни для кого не секрет, что многие разумные и своевременные инициативы канули в свое время в небытие только потому, что, согласно официальным ответам чиновников, «источников для финансирования подобных мероприятий в федеральном бюджете на плановый период не предусмотрено».
- Внедрение таких жестких норм не потребует от государства никаких финансовых затрат. Ему нужно лишь проявить соответствующую политическую волю и просто поддержать эту идею на законодательном уровне, ведь она основана на передовом опыте других стран. Зато в своей совокупности эти два необременительных по отдельности момента дадут на выходе кардинальное изменение ситуации на российских дорогах к лучшему.