Войти в почту

Как навести порядок на дорогах: эксперты обсуждают свежие идеи

Согласно данным Росстата, в 2020 году на дорогах в России погибли 13,3 тысячи человек. Как сократить это количество? Как уменьшить интенсивность пробок? К дискуссии экспертов подключился бизнесмен Дмитрий Давыдов, опубликовавший 20 предложений по развитию России. Он убежден, что его идеи помогут нашей стране стать одной их самых благополучных в мире и значительно улучшат жизнь ее граждан. Предприниматель надеется, что эти и многие другие его предложения будут поддержаны государством на законодательном уровне. Среди идей и есть те, что касаются безопасности на дорогах. «ВМ» начинает серию публикаций о самых интересных предложениях и обсуждает их с экспертами.

Как навести порядок на дорогах: эксперты обсуждают свежие идеи
© Вечерняя Москва

Снизить скорость

«Самое частое регистрируемое правонарушение на дорогах России — это несоблюдение скоростного режима. В 2020 году штрафы за превышение скорости составили 85 процентов от общего количества штрафов, — пишет Дмитрий Давыдов на сайте 20idei.ru. — При этом их количество увеличилось до 124 миллионов, на 23 процента больше по сравнению с 2019 годом. При этом именно нарушение скорости является самой распространенной причиной аварий. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что в развитых странах 30 процентов смертей в дорожно-транспортных происшествиях возникает по причине превышения скорости».

Предприниматель предлагает повторить европейский опыт. Все автомобили, поступающие на рынок от производителей, должны быть оснащены специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью. Если скорость превышена, есть четыре варианта развития событий: каскадное звуковое предупреждение, каскадное вибрационное предупреждение, легкий обратный толчок педали ускорения и автоматическое плавное снижение скорости.

— В принципе, уже сейчас есть автомобили, издающие звуковой сигнал, если скорость превышена, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Да, нововведение может помочь в борьбе с превышением скорости при одном условии. Система оповещений должна быть умной, чтобы машина «понимала», на какой дороге разрешенная скорость 60 км/час, а на какой, условно говоря, 110.

Меньше пьяных за рулем

Еще одно предложение Дмитрия Давыдова — ужесточить наказание за езду в пьяном виде.

«Согласно официальной статистике ГИБДД, почти каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие в 2020 году было совершено с участием водителей с признаками опьянения, всего 18 582 случая, — пишет предприниматель на сайте 20idei.ru. — Из-за нетрезвых водителей 4438 человек погибло, что составило 28 процентов от всех смертей на дорогах, и 24 809 человек получило травмы. Такое огромное количество случаев позволяет сделать вывод, что действующее законодательство далеко не всегда является сдерживающим фактором против данного правонарушения, влекущего смерти людей».

Предприниматель предлагает ужесточить наказание. А именно — увеличить сумму штрафа за нетрезвую езду с 30 000 до 100 000 рублей, а срок лишения прав с 1,5–2 до 3-х лет.

«Такое же наказание предлагаем установить и за передачу управления транспортным средством нетрезвому водителю. А в случае, когда нетрезвый водитель не имеет прав, увеличить срок административного ареста с 10–15 суток до 30 суток и поднять штраф также до 100 000 рублей, — пишет автор инициативы. — Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку, помимо риска долгосрочного лишения прав, каждый случай нетрезвого вождения будет создавать значительную угрозу личному бюджету».

Предприниматель также предлагает привлекать к ответственности пассажиров транспортного средства, управляемого водителем в состоянии опьянения. Причем неважно, был пассажир пьян или нет. Это непредусмотрено действующим законодательством, за исключением случаев передачи транспортного средства пьяному водителю. Но, по мнению автора инициативы, пассажир тоже достоин наказания, поскольку фактически является соучастником преступления. Для пассажиров общественного транспорта делается, конечно, исключение — ведь они не знают, трезв водитель или не очень.

Константин Крохмаль, руководитель Общественной системы обеспечения безопасности дорожного движения, рассуждает:

— Более жесткое наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде введено уже давно. Но пьяными как ездили, так и ездят. Дело, мне кажется, не столько в суровости наказания, сколько в его неотвратимости. Пока вопрос о лишении прав можно решить за деньги, вряд ли что-то изменится. За исключением, разве что, суммы взятки.

Что касается наказания пассажиру, который едет с пьяным водителем, то тут, как считает эксперт, есть важный юридический аспект:

— Трудно доказать, что пассажир знал об опьянении водителя. Ведь у него нет теста, как у сотрудников ГИБДД, он не берет кровь на анализ, как медицинские работники. Он всегда может сказать о том, что понятия не имел, что водитель пьяный. И доказать обратное будет невозможно.

Сбор против пробок

Чтобы ликвидировать пробки, Дмитрий Давыдов предлагает взимать сбор против пробок — плату за перемещение на машине внутри МКАД и радиусе десяти километров от Кольцевой.

— Я подпишусь только после очень аккуратного исследования. Для начала нужно аппаратурно проконтролировать все потоки и тщательно все просчитать, — заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Если и вводить плату, то нужно начинать с локальных зон. Платный въезд в «Сити» с его дорогими парковками по факту уже существует. На пятачке побольше (типа Бульварного кольца) тоже можно пробовать платный въезд. Вопрос только в том, как решать проблемы местных жителей.

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет», более решителен.

— Технически все уже готово, а камеры и другие средства слежения легко настраиваются. Платный въезд можно ввести как зонально, так и для целого города, считает эксперт. — Например, как в Нью-Йорке: сделать платными мосты или другие объекты. Можно применить зональное разделение, при котором платишь, перемещаясь из зоны в зону. В случае введения платных зон город в первое время ждет дорожный коллапс. У нас, например, в центре огромный транзитный трафик, который должен будет куда-то уйти. Первое время будут заторы и на ТТК, и на МКАД, но потом потоки перераспределятся, а кто-то вообще откажется от машины, и движение успокоится.

Между тем мэр Москвы Сергей Собянин неоднократно заявлял, что введение платного въезда в Москву как мера по борьбе с пробками властями города не обсуждается. Ибо негативные социальные последствия могут превысить транспортный и экологический эффекты.

Беспилотники помогут одолеть заторы

Еще одно предложение Дмитрия Давыдова — ввести целый ряд мер для развития беспилотного транспорта. Например, налоговые льготы для беспилотных такси.

«Массовое введение беспилотников приведет к экономии личного времени на хранении, ремонте, техническом и бытовом обслуживании, а также поисках парковки автомобиля в перегруженных городских условиях, — пишет предприниматель. — Это обязательно скажется на отказе граждан от владения личным автомобилем. Таким образом произойдет трехкратное уменьшение количества автомобилей, что автоматически разгрузит дороги, сделав передвижение по городу более скоростным, экономичным и комфортным; существенно улучшит экологическую ситуацию; увеличит свободное пространство во дворах и придомовых территориях, за счет снижения количества паркуемого личного автотранспорта; уменьшит аварийные ситуации на дорогах, так как беспилотные автомобили, в отличие от современных водителей, никогда не будут идти на нарушение правил дорожного движения; улучшит психологическое состояние жителей города, которые прекратят нервничать по поводу происходящего на дорогах, во время передвижения по городу за рулем автомобиля, а смогут заняться более важными делами, сидя в машине в качестве пассажира или попросту отдохнуть».

— Появление беспилотников — это, несомненно, наше будущее, — считает Константин Крохмаль. — В метро Москвы и на трамвайных линиях уже давно можно обойтись без машинистов и водителей: техника к этому готова. Беспилотники на дорогах — следующий этап. Вопрос лишь в готовности городской инфраструктуры.