Есть ли шансы на снижение розничных цен на бензин к концу года

Прошедший октябрь стал одним из худших периодов для розничных цен на автомобильное топливо. По данным Росстата, за месяц бензин подорожал на 41 копейку, а дизельное топливо - на 65 копеек. Ранее в правительстве неоднократно говорили, что благодаря налоговой системе на стоимость автомобильного топлива в России мировая конъюнктура влияет слабо, но нынешнее подорожание на АЗС совпало ростом котировок нефти выше 80 долларов за баррель.

Фото: ТАСС

Вице-премьер третьего ноября поручил проанализировать работу демпфирующего механизма и рассмотреть целесообразность его корректировки на 2022 год. Механизм работает на оптовом рынке топлива, удерживая биржевые цены от резких колебаний. В случае высоких цен на бензин и дизель в Европе, при поставках топлива на российский рынок отечественные нефтяные компании получают из бюджета компенсацию (около 63 процентов) от упущенной экспортной выгоды. В результате, оптовые цены на топливо в нашей стране значительно ниже мировых, что, естественно, сказывается на стоимости бензина в рознице.

Но чем выше поднимается стоимость топлива в Европе, тем больше становится некомпенсируемая демпфером часть потерянной потенциальной прибыли нефтяных компаний. Это вызывает рост внутрироссийских цен в опте, и, соответственно, ведет к подорожанию топлива в рознице. Именно поэтому возникла необходимость рассмотреть возможность корректировки демпфирующего механизма с 2022 года. Плюс, напомним, с начала следующего года планово вырастут акцизы на топливо, и увеличится налог на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний, то есть вырастет себестоимость сырья. Все вместе может привести к резкому подорожанию топлива в рознице.