Войти в почту

Собственников затонувших кораблей могут заставить их убирать

Судовладельцев предлагается наказывать штрафами до 20 млн рублей за умышленное затопление корабля. Такой законопроект планируют рассмотреть в первом чтении на одном из пленарных заседаний Госдумы в осеннюю сессию.

Собственников затонувших кораблей могут заставить их убирать
© Парламентская газета

Если собственник не сообщил капитану морского порта о затонувшем судне или нарушил сроки подачи уведомления о его утилизации, штраф составит для граждан 100-300 тысяч рублей, для юрлиц — 300-500 тысяч. За нарушение сроков подъёма корабля хотят установить санкции для граждан от 300 тысяч до 1 миллиона рублей и для юрлиц — от 3 до 5 миллионов.

Штрафы за умышленное затопление судна в пределах внутренних морских вод, территориального моря России, в акватории Севморпути или на внутренних водных путях составят от трёх до пяти миллионов рублей для граждан и от 15 до 20 миллионов рублей — для организаций.

Несоблюдение требований об обязательном страховании или ином финансовом обеспечении ответственности в связи с удалением затонувшего корабля обернётся штрафом до 20 тысяч рублей.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2022 года, кроме положения об отсутствии страхового свидетельства. Оно начнёт действовать с 1 марта 2023 года.

Сейчас КоАП вообще не предусматривает наказаний за такие нарушения. Безусловно, нужно устранять этот правовой пробел, сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.

«Затопленные корабли наносят огромный ущерб экологии. Загрязнять акваторию морей и океанов недопустимо», — пояснил депутат.

Также в Госдуме находится на рассмотрении законопроект (№1219892-7), обязывающий собственников затонувших судов поднять их и ликвидировать в определённом порядке.

Документ принят в первом чтении 26 октября. В том числе, он предусматривает механизм поиска собственника затонувшего имущества. Если же судно бесхозное, то его поднимет администрация морского порта или региональные власти в случаях, когда затонувшее имущество загрязняет морскую среду, создаёт угрозу мореплаванию, препятствует рыболовству и строительству гидротехнических сооружений и так далее.

Регионам из федерального бюджета смогут возместить разницу между доходами от утилизации и затратами на подъём корабля.